| . | 
| Глава 27 Рефлексия      К вечеру зашел знша, обратился по фамилии.      - Возьми чистую тетрадь, и сейчас 
          пойдем в клуб.      - Зачем?      - Я покажу, что нужно писать. - 
          Он не надолго отлучился, оставив нас собираться. Ну, что, идем Олег? Вот это сюрприз! С какой стати 
          прибегает Карпенко и уводит, Бог знает насколько, от почти сделанных 
          дел! Надо бросить освещенную 
          желто-белым светом строевку и идти. 
                И вот, ощущая свою нужность, штабу и командирам 
          мы, (Олег и Я) идем в шинели, по сырому плацу, через темень в клуб, 
          полыхающий всеми огнями. Карпенко вооружился приказом начьштаба. Мы 
          проходим в открытую дверь, в холл, где слева на столах и на полу представлены 
          образцы современной военной оптики и техники. Многометровые плакаты 
          со всех сторон изменили привычный интерьер. По ним бегали строго-черные 
          буквы, ленты топографических рисунков. Среди остатков разошедшегося 
          офицерского собрания возник начштаба. Он ввел нас в зрительный зал, 
          словно обоями обвешанный чудовищными ватмановскими листами. На сцене, 
          над установленной трибуной и столами они свешивались как декорации большой 
          оперы.      - Вот этот, вот этот, вот этот, - их было 
          много. Меж тем знша привел в помощь нашего коллегу из штаба третьего 
          батальона, - Сергея. И общее количество было разделено на две части, 
          вплоть до не делимого седьмого. Олег, оставшись один, снял шинель, ремень, 
          и уселся в кресло к ближайшему парусу заполнять первый лист широкоформатной, 
          общей карпенковской тетради. Он писал, положив ногу на ногу, используя 
          их как подпорку, и разговаривал сам с собой.       - Вон спина нашего коллеги, Сергея, на том 
          конце ряда. Видишь, как старается? Чего это ты, Олег, выводишь буквы чертежным шрифтом, к 
          концу рука отвалится.      - Так красивее. Если я начну писать колючей 
          проволокой быстрого почерка, будет хуже и читателю и мне. Время девять, 
          за три часа успею? 
                - Нет.      - Я тоже так думаю, Меня сейчас захлестывает 
          сознание своей важности. Помнишь, знша именем начальника штаба разрешил 
          нам не ходить завтра на работу? Очень приятно слышать, что о тебе думают, тебя ценят, в 
          круг тебя все, или кое-что вертится. Однако здесь довольно холодно, 
          зря я снял шинель, - он оделся.      - Ух, дурацкие схемы! Я совсем не художник. Знаешь Фато, я давно хотел спросить 
          тебя, окажи деликатную услугу, расскажи о чем, или что они говорят обо 
          мне у себя в чертежке?        - Недавно Валера случайно проговорился, и 
          пожалел о собственной неосторожности. В сущности, он пожалел тебя, потому 
          и передал милютинские слова к Жоржу. Можно даже без труда вообразить, 
          как это было. Оставшись случайно наедине, Милютин доверительно так спросил: "Женя, может нам Поливанова в войска отправить? Постоянно грязный, не побритый, не почищенный, не мытый, 
          не подшитый, захлебал ошибаться." Жорж отклонил предложение.       Там, у них на верху, в чертежной чайхане, 
          на внутренней стороне двери шифоньера висит небольшая сашина работа, 
          ты ее еще не видел. Жесткая, контрастная, почти плакатная манера. Лицо 
          Элвиса Пресли освещенное с двух сторон: правая зеленым, левая - красным (у зрителей наоборот). 
          Тени черные, как грим, фон фиолетовый с бордовым. В углу надпись: 
          "Жми на акселератор до упора, 
          но не забывай где педаль тормоза", чуть ниже капителью: "Tare owr congratulations!" И еще ниже: 
          Dmitrij, 
          Valera, 
          Evganij, Alexandr, Elvis. На этом акварельном ватмане лица с квадратной прической, 
          и воротом расстегнутой кожаной куртки под подбородком, нет ни каких 
          следов твоего, Олег присутствия. Ты не играешь в их жизни, ни какой 
          роли, хотя я знаю, они в твоей - играют громадную. Ты для них досадное 
          недоразумение, которое надо учитывать лишь в той мере, в какой можно 
          использовать. Не клеятся у тебя отношения с людьми, не клеятся, что 
          ж поделать...      - Меня больше интересует причина. Почему 
          обычно мои действия часто перерастают в поднятие себя за волосы, почему 
          безобразным становится все, к чему я прикасаюсь, и даже воспоминания? Фато, скажи мне, наконец, честно, без выкрутас, ведь я 
          же не дурак, ведь я не тупорылая скотина!? Так почему же я изгой, почему я должен на равных с остальными 
          строить свою жизнь? Да, не почищенный, не помытый, ошибающийся, но посмотри, 
          ведь я совершенно отличаюсь от многих, даже запоминающих с лету, подтянутых, 
          опрятных и решительных. Ведь есть во мне что-то очень ценное, чего нет 
          ни в каком другом, и оно ценно для всех; ведь я талантлив каким-то не постижимым талантом, который 
          увидеть почему-то очень трудно. А мне достаются шишки, насмешки и оскорбления. 
          Или это иллюзия? 
          В чем причина, я ни чего не понимаю.      Он на долго замолчал, погрузившись в переписывание, 
          перемещаясь от плаката к плакату по мере заполнения страниц. Сон, усталость 
          цепенили тело.      - Что ты думаешь о Боге? 
          - спросил он через некоторое время.      - В каком плане? В формуле есть-нет?       - Ну, хотя бы так. Мода теперь пошла, рассуждать 
          на богословские темы, да порицать общество за безверие, за атеизм. Что 
          ты думаешь о пресловутых библейских пощечинах?       - Я тебе расскажу одну драматическую историю, 
          случившуюся пять тысяч лет назад, в Индии.      В семье одного крупного царского рода, - 
          а территория современной Индии была тогда разбита на несколько царств, 
          - шла борьба за власть. И вот до престола дорвался один негодяй, косвенно 
          имевший к нему отношение Камса; всех 
          остальных своих родичей он тем, или иным образом устранил. Был он человеком 
          страстей, опиравшимся в своей политической власти на силу черных магов, 
          - демонических людей, и по тому год от года морально и умственно опускавшимся. 
          Кроме всяких мерзостей, творимых им по отношению к своему народу, он, 
          - как это логически следует, - терроризировал и своих родственников. 
          Пророки, и близкие ему астрологи, - люди уважаемые и умные, - выполняя 
          его заказ, или может быть, следуя обязательствам своей профессии, напророчили 
          ему угрозу короне и жизни. Они вычислили, что падение и смерть Камса 
          примет от своего, еще не родившегося племенника, - сына его сестры Деваки. 
          Камса, дитя эпохи, очень серьезно отнесся к предвестию, и решил сразиться 
          с судьбой. Убивать сестричку, рука не поднялась, и начал он с сотворения 
          препятствий свадьбе ее с возлюбленным Васудевой, тем ни менее состоявшейся. 
          Уломали его и на совместное проживание молодоженов с условием аккуратного 
          умерщвления новорожденных. Шесть раз изувер совершал преступление, пока 
          на свет не появился пресловутый седьмой сын, - тот самый, нареченный. 
          Назвали его Кришной. И как-то так случилось, некоторые говорят, что 
          за него заступились боги, - злодей дал промашку. По одним сведениям 
          беременная Деваки бежала в лес, к отшельникам и мудрецам ришам, по другим 
          сына ее забрал к тем же ришам некто третий, но как бы там ни было, а 
          Кришна получил карт-бланш на несколько десятилетий, за которые набирался 
          ума и мудрости у святых людей, самых высоко стоящих в индийской духовной 
          иерархии.      Еще одна легенда, - входящая в противоречие 
          со всеми остальными, - повествует о бегстве матери с сыном в одну из 
          многочисленных деревень государства, и совместном их проживании там 
          инкогнито. Эта легенда гласит о том, что маленький Кришна владел всеми 
          мудростями уже с рождения, что, ползая по ковру родительского дома как-то 
          раз, он предстал им в четырех рукой форме Верховного Божества индийской 
          традиции Вишну. Он объяснил им, что является главным Богом, что они 
          не должны волноваться ни за него не за себя, и что у него есть свои 
          планы, которые он с течением времени осуществит. Потом он превратился 
          в обычного карапуза, и рос как все мальчики, демонстрируя (Вот словечко 
          то! 
          Разчудовищевание) время от времени эдакое, 
          за все рамки выходящее. Пока один Кришна воспитывался в чащобах ришами, 
          второй, играя с сельской молодежью, и, посвящая себя прямому ее занятию, 
          - пастушеству коровьих стад, время от времени разрушал неустанные происки 
          слуг зла царя Камсы. Младенцем, он выпил жизненную силу из отравленных 
          грудей ведьмы, в подростковом возрасте разорвал пасть чудовищной змее, 
          крушил стада нападавших диких вепрей и многое другое. Став по старше, 
          когда силы зла взялись за него всерьез, устроив потоп от небывалого 
          ливня, поднял высокий холм, в несколько километров диаметром, закрыл 
          им как зонтиком деревню и всех спас. Холм, и местечко, где раскинулась 
          деревня, назывались Вриндавана. Этот Кришна, достигнув половой зрелости, 
          не чурался женского общества, понимая его прелесть, и даже однажды стащил 
          у молодых купальщиц одежды, наблюдая из укрытия за их смешными трудностями. 
          Следует сказать, все жители в той деревне относились к друг другу очень 
          уважительно, и шутки имели невинный характер.      Мальчик превратился в юношу, юноша в молодого 
          человека; из 
          лесов вышел первый, соединился со вторым, и настал час расплаты Камсы. 
          Он был изгнан. Под ликующие крики толпы Кришна взошел на престол. Тут 
          конец одной истории, и начало другой.      У Кришны появился друг, - Арджуна, необыкновенно 
          благородный и смелый воин, - тоже наследный принц, изгнанный другим 
          злодеем. После своего блицкрига, новоявленный властитель решил помочь 
          восстановить справедливость товарищу. Так началось легендарное противостояние 
          двух армий на поле Курукшетра, так была поведана Божественная Песнь, 
          - Бхагават Гита, главный документ всего индуизма, сосредоточение основной 
          мысли. В нем Кришна рассказывает о мироустройстве, законах вселенной, 
          он даже дает падшему духом Арджуне, смущенному необходимостью больших 
          жертв, военными действиями против родственников и друзей заглянуть в 
          недалекое будущее и убедиться в том, что все те, кому предназначено 
          погибнуть уже "умерли", уже получили ужасные раны. Победа была одержана, зло наказано, 
          право восстановлено, а время подошло к третьей, последней истории. Время 
          подошло к трагической смерти Бога, избравшего ее добровольно. Удалившись 
          от дел в пустыню, он дождался прихода молодчиков Камсы, и погиб от двух 
          стрел. (Есть так же версия об отравленной стреле и единственном незащищенном 
          месте на его теле, - пятке.) Судьба Арджуны тоже имела печальное заключение, 
          он пал как Великий Йог, и правитель.      Кришна был единственным Богом, среди великих 
          религий, кто имел нежную, любящую жену и не боялся придаваться с ней 
          плотским утехам.                 - Красивая история. Я так ей увлекся, что 
          стал делать ошибку за ошибкой, и вынужден прервать работу. Вообще, в 
          этих мифах есть очень большая сила, если их правильно рассказывать, 
          без поповских штучек. А вот скажи, что такое Брахман? Я вычитал это в "трилогии желаний" американского писателя Драйзера, где описывается звездный 
          путь американского миллионера Френсиса Каупервуда. После его смерти 
          состояние, растащенное многочисленными родственниками и кредиторами, 
          растаяло прошлогодним снегом под лучами весеннего солнца, и молодая 
          вдова, отправившаяся в Индию, нашла покой в медитациях. В последней 
          главе много говорилось о Брахмане, но я так и не понял что это.      - Это все!      - Что 
          все? Вот 
          кресло Брахман?      - Да.      - А небо?      - Тоже.      - А я?      - И 
          ты. Но ты еще и Атман.      - А это что еще такое?      - Это 
          твое высшее Я. Это я, Олежек. Люди, события, мысли, - все это Брахман, 
          Великое Единое, само себя порождающее. Это великий покой и Знание, достигаемое 
          по средствам медитации.      - А Бог? 
                - Он 
          и есть Бог, он - все. О подробностях поговорим в следующий раз.      - Так ты считаешь, что Бог существует?      - Я считаю, что есть нечто Единое, как природа, 
          частями которой мы все являемся, которое сознательно, и согласно некоторой 
          определенной логике движет событиями.      - Космический разум?      - Примерно, только когда так говорят, полагают, 
          что он где-то там, у центра галактики, а не в соседе, не в пробегающей 
          собаке, долетевшей уличной фразе.      - Скучновато становится... А грех? Каково определение греха?       За последний месяц произошло еще одно событие, 
          Саша взял себе замену на дембель. Высокого, упитанного, вежливого, кудрявого 
          парня, художника из РМО, Сергея Леванского. Сережа - явление Христа 
          народу. Судьба подхихикивает над нами, собирая в одном месте столько 
          порядочных людей. Москвич, сын отца, - члена союза писателей и матери 
          - поэтессы, студент художественной академии, он прошел все тяготы службы 
          в роте состоящей полностью из чурок. Первые месяцы он почти не спал, 
          рисовал дембельские альбомы, стены в столовой за хавчик, которым нужно 
          было их кормить по традиции. Его земляк сошел с ума к вечеру того дня, 
          когда отказался убрать посуду за старослужащими. Художника переводили 
          из "духов" в "секачи" и "черпаки" по всем правилам. Он с энтузиазмом в этом участвовал, при 
          этом, не прося и не принимая услуг от более молодого призыва. Все ублюдки, 
          куражившиеся над ним, полюбили его как Христа возлюбили палачи постскриптум. 
          Его уважали полулюди-полуобезъяны словно брата. Он не матерился, и ни 
          кому, ни когда не сказал грубого слова. Одно время Сережа пользовался 
          покровительством старшины роты, рисовал ему альбом, выслушивал откровения, 
          рассматривал гордо выставляемую "шишку", всю изрезанную, с бахромой усов и гирляндой шариков. По 
          увольнении заступника снова погрузился в водоворот страстей, терпеливо 
          из него выплыл. Художественные способности в армии подобны американским 
          долларам в двадцатом веке, в свободном мире. Сережа перенимал от своего 
          окружения только хорошее: 
          при встрече обнимался с каждым, напоминая Леонида Ильича в достопамятные 
          годы, соблюдал традиции ушивания-подшивания. Но так же выполнял христианский 
          завет: если человек просит пройти с ним милю, пройди две. По началу, 
          Полунину все нравилось в молодом, он восхищался и поведением и талантом. 
          Но, как это всегда с ним случается, пришло разочарование. Я в праве 
          заключить, что если четверка, и в частности Полунин, не ужились с таким 
          человеком, то они не смогут ужиться ни с кем. Его непременно изгнали 
          бы из чертежки, не препятствуй этому неуклонно надвигающийся дембель. 
          Радостно принимаемый человеческими отбросами, Сережа регулярно подвергался 
          нападкам людей цивилизованных, а именно Саши и Димы. Я наблюдал отвратительную 
          сцену Димы, перед самым увольнением. Он не мог смириться с тем, что 
          Сашу и Женю уволили на десять дней раньше его, и просто бесился. Мы 
          с Валерой в смятении смотрели на демонстративно мусорящего, плюющегося 
          в бюро нового хозяина секретчика, изрыгающего попутно проклятия.      Так вот, возвращаясь к понятию греха, пример 
          Леванского - безгрешное поведение самой высокой пробы. Оно выше валериной 
          безгрешности, и даже Жоржевой. Возьмем другой пример: есть в штабе вольнонаемная молодая женщина, Оксана Пожарская. 
          Двадцатипятилетняя приятная брюнеточка, дочь начальника артиллерии штаба 
          дивизии. Еще в школе она не убереглась, и теперь нянчила сына. Ни мужа, 
          ни надежды на него Оксана видимо не имела и принимала ухаживания штабных 
          срочников. Одевалась привлекательно, угощала друзей сладостями. Далекие 
          от штабной жизни сержанты рот поговаривали: 
          "она их подкармливает, а они 
          ей за это в чулки дают". В приватном разговоре, однажды, Юрий Иванович назвал ее 
          лядью, Оксана узнала, влетела вихрем в строевую, закрылась с ним в комнате, 
          угрожала папой. Можно ли ее осуждать, а заодно Михрютку, сержантов и 
          того гада, который смотался, оставив ее в интересном положении? Да все состоит из греха. Хотя вот Леванский вроде не входит 
          в общее число.      Олегу, раз в неделю-две, нужно делать хорошую 
          уборку помещения. Пол первой комнаты требует больших физических затрат, 
          приходиться договариваться с сержантом - дежурным по штабу, и тот выделяет 
          курсанта. Грех применять чужой труд? Но нет возможности применять свой. За всю службу Олег совершил 
          только одну кражу, в пустой роте, он украл из тумбочки футляр для зубной 
          щетки. Щетку носить в голом виде нельзя, оставлять в роте тоже, в магазине 
          не купить. Грех? Грех. Сережа бы не украл. Жена Толстого писала о Льве Николаевиче, 
          что к старости, он стал гипертрофированно кающемся, чувствовал личную 
          вину за каждого нищего, каждый погост. Довелось быть графом с мировой 
          славой мыслителя, почему бы ни побыть в роли самоуничижения? Однако, опять же, Сережа не граф, но моральные нормы порядочного 
          человека не нарушал.      Время: три часа ночи. Олег дописал четвертый плакат, что составляет 
          половину от урока. Руки дрожат от холода и усталости, тело плохо слушается, 
          сознание в легком тумане. Кляня отцов-командиров, набравшись храбрости, 
          он идет в шестую роту, к доброму, особенно расположенному к нему старшине-казаху, 
          очень крупному, с толстыми пальцами. С помощью дневального он, не смело 
          будит его. Старшина поднимает бритого новобранца - писаря на подхвате, 
          дает ему увесистую затрещину, чтобы слушался нового начальника. Бритоголовый 
          напоминает крестьянского сына, послушного, грубоватого, сонного, находящегося 
          под впечатлением последних месяцев круто изменившейся жизни. В клубе 
          он начинает дописывать корявым почерком оставшиеся плакаты. А Олег просто 
          сидит в ожидании.      Сие есть ужасный грех, просто позор. Что 
          может меня извинить? 
          Только попытка искупления, нужно попытаться переломить ситуацию в целом, 
          не бороться с каждым грехом в отдельности и по мере возможности, а вырвать 
          само основание, почву для его произрастания. Путь один - самопознание.      Рефлексия, - размышление, самонаблюдение. 
          Форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление 
          своих собственных действий и их законов. (Энциклопедический словарь)           | Компилятивная реальность(роман) Оглавление Глава 1. Город............................. Приложение Эссе 1. Я хочу рассказать о следующем после человека виде - о сверхчеловеке. Есть ли основания считать человека окончательным видом? Или он не совершенен и по природе своей не может быть совершенным?............................. Эссе 2. На сколько мы, современные люди, разумны? На 100% или может быть на 50%? Можем ли мы иметь в себе то душевное спокойствие, которое есть у тех, кто понимает смысл своей жизни? Эссе 3. Что такое чудо и существует ли оно? Возможны ли предсказания и гадания?....................................... Эссе 4. Общее понятие Йоги. Интегральная Йога Шри Ауробиндо.................................... Эссе 5. 
        Психическая эволюция человека (эволюция психического)............................... Компилятивная реальность(роман) Оглавление Глава 1. Город............................. Приложение Эссе 1. Я хочу рассказать о следующем после человека виде - о сверхчеловеке. Есть ли основания считать человека окончательным видом? Или он не совершенен и по природе своей не может быть совершенным?............................. Эссе 2. На сколько мы, современные люди, разумны? На 100% или может быть на 50%? Можем ли мы иметь в себе то душевное спокойствие, которое есть у тех, кто понимает смысл своей жизни? Эссе 3. Что такое чудо и существует ли оно? Возможны ли предсказания и гадания?....................................... Эссе 4. Общее понятие Йоги. Интегральная Йога Шри Ауробиндо.................................... Эссе 5. Психическая эволюция человека (эволюция психического)............................... |