| |

.

Эссе 5                 

 

Психическая эволюция человека (эволюция психического).

 

     1.Она берет свое начало в самых примитивнейших формах первобытного человека. Закон диктовал условие: выживает сильнейший, нет родства, благодарности, моральных устоев, а есть только победитель, которого не судят. Не было условий для развития ментала, нисхождения его и облагораживания жизни. В отчаянном клубке сцепившихся тел, рвущих из бока ближнего свой кусок блага, никто не мог себе позволить слишком сильно пойти вперед, к большей разумности под угрозой значительного уменьшения вероятности выживаемости. Понадобились сотни тысяч лет развития, внедрения в жизнь законов и правил, чтобы прогресс ментального развития стал постоянным. Но победа приоритета ментального над физическим и витальным, не есть еще победа психического.

     2. Дадим определение психическому (душе). Известно понятие души, как всепрощающей, полной любви к миру, милосердной, а так же души охваченной праведным гневом, вступающей в единоборство со злом, для защиты униженных и оскорбленных. Для первого понятия пример – Иисус, подставлявший щеки ударам по очереди, призывающий прощать преступления и подлости “семежды семьдесят” раз. Для второго – Кришна, индийский Иисус. В широко известной Восточной поэме Махабхарата, - священном писании, есть раздел называющийся Бхагават Гита (Божественная песня). В нем описываются наставления Богом Кришной, сошедшим с небес, своего ученика Арджуны. Арджуна законный наследник отцовского престола, свергнутый самозванцем. Он собрал войско сторонников, вышел в поле супротив войск врага. Вся Божественная песня, это диалог между учеником и учителем перед схваткой. В первых главах, Кришна рассказывает своему другу о природе Брахмана, Атмана, Божественной любви и других высоких материях. Необыкновенно вдохновленный открывающимися глубинами бытия, Арджуна восклицает, что не может, несмотря на всю причиненную ему несправедливость, проявленное коварство начинать гражданскую войну. При мысли о множестве убитых, с обоих сторон, руки у него опускаются, дыхание прерывается, во рту пересыхает. Он отказывается от насилия. И тогда Кришна говорит следующее: “Не думай, о Арджуна, что ты что-то делаешь. Ты можешь сражаться или не сражаться, но тот, кому предназначено мной погибнуть, уже убит. Твое участие совершенно ничего не меняет. Но если ты откажешься от битвы, ты нарушишь свои обязанности, свой долг, и не достигнешь совершенства. Так что оставь сомнения и иди в атаку.” Приведенный вольный пересказ мог бы показаться проповедью насилия, если бы в Гите этот отрывок, не подавался в общем контексте, потрясающего по силе откровения.

    Всем известны бессмысленные, бесконечные, жестокие религиозные войны. И в связи с этим, с вышеупомянутым поговорим о динамическом аспекте Божественного. Можно ли сокрушать врагов не только терпением, милосердием, но и силой оружия? Наша цель выяснить природу души, отбросить те качества, которые ей не присущи. Может ли святой, то есть человек, у которого психическое стоит на первом месте, быть бойцом? (Еще один пример – Магомет).

    Восток говорит о трех качествах человеческой психики – гунах – в смеси составляющих любую душу: Сатва-гуна, Раджа-гуна и Тама-гуна. Первая является статичным аспектом Божественного. Любой святой, посвятивший себя исключительно добродетели, созерцанию, молитвам действует в ее сфере. Раджа - гуна страсти, динамики. Полководец, деловой человек, преображающий физический мир избирает ее своим законом. Тама или Тамас, является воплощением всего ленивого, тупого, животного существования. Задача человека: избавиться от третьего качества и гармонично развить в себе два других. Невозможно не признать справедливость такого наблюдения. Оно, как пять определений геометрии Евклида, закладывающих под нее фундамент, не доказуемо, но логически вытекает из природы вещей. Действительно тот, кто сколько-нибудь долго жил на этой Земле понимает, что в жизни нужно уметь, как прощать, так и наносить ответные удары.

    Рассмотрим вопрос с позиции личного опыта. Нам известно несколько типов людей. Святой, ученый, художник (поэт, музыкант, актер). Человек действия (военный, бизнесмен, спортсмен), антисоциальный элемент (бомж, наркоман, алкоголик). Святого мы представляем себе обычным человеком, посвятившим себя служению Богу или людям. В чистом виде нам его, конечно, не встретить, но если взять бесхитростность и честность интеллигенции, прибавить мистический порыв богоискателя, то мы сможем худо-бедно представить портрет. Мы слышали про Рамакришну и отождествление его с избиваемым волом, про Серафима Саровского. Все они не “давали сдачи” на проявление агрессии. Так же, мы можем сказать, что они весьма средне интеллектуально развиты. Обладая большой силой любви, как и художники, они не имеют их чувства красоты. А красота, как известно, облагораживает. В тоже время, художники, не имея установки святых на чистоту помыслов, самоограничение, обуздание беспорядка чувств остаются жестокими эгоистами и в этом равны с людьми действия. Люди действия, лишены и чувства красоты и чувства любви, но они являются единственной движущей силой мира. Благодаря им остальные типы могут существовать. В своей деятельности они, не могут обойтись только без помощи ученых. А те, в свою очередь без них. Конечно, реальная жизнь намного сложнее, отношения переплетены всеми возможными способами. Мы лишь хотим подчеркнуть, что интеллекту в чистом виде (человека, но не сверхчеловека) не свойственны: любовь, мораль, красота, энергия действия. Он великолепно обходится без них. Человек действия, в дополнение к перечисленному, не нуждается и в большей части интеллекта, обходясь сметливостью и интуицией. Художник, нуждаясь в любви, разуме аморален и часто пассивен. Святой отказывается от действия, красоты, разума. Про асоциальные элементы мы помолчим пока. Ясно, что они живут подобно животным и в приблизительно нарисованную нами схему их включать рано. Хотя они имеют свое место в общем, механизме развития, и могут быть полезны в самосовершенствовании.

    Итак, перечислив достоинства и недостатки возможных психических человеческих типов, мы убедились в том, что только универсальный человек может быть идеалом. В процессе эволюции, разбившись на несколько направлений, человек, совершенствовал каждое из этих направлений отдельно. Таким образом, психическая эволюция это, на первом этапе развитие психических типов по отдельности, а на втором – интегральное их развитие.

    Обозначив контекст, ответим на поставленный вопрос, дадим определение души. Традиционно душой считается “не материальная” часть человека, не исчезающая со смертью физического тела. Мы считаем, что она переходит из тела в тело - инкарнируя, набираясь опыта. Определившись со временем с темпераментом - психо-типом, она старается держаться одного выбранного направления, совершенствуясь в его рамках.

    На современном языке душа, это принцип гармоничного развития человеческого существа, цель которого достижение физического бессмертия. Она является командным пунктом, центром управления “полетами”. Накладывает свою визу на любое решение ума. Она - заложенное в нас, в не проявленном виде бессмертие, искра Божья. В принципе тело есть душа, но слабо осознанное и потому разрушимое. (Мы не рассматриваем существование ни астрального, ни тонкого, ни еще какого-либо тела привидения. Нам оно не понятно. Мы хотим остаться материалистами.) Зримым примером проявления психичности могут быть обыкновенные домашние кошки. В современном мире их уже держат больше не для борьбы с грызунами, а из-за того чувства, которое они транслируют своим существованием. Никогда, ничего не прося, не проявляя агрессии, они, у хороших хозяев, имеют все. В отличие от других домашних животных, они не опускаются до заискивания и дарят свою любовь бескорыстно. Если они встречаю хозяина, который относится к ним в высшей степени уважительно, они не будут проявлять ревность и мстительность о которых, в связи с ними (кошками), сложены притчи во языцех.

    3. Принцип психической эволюции, это подчинение интересов личности коллективу, или более точно - окружающей среде. Первобытный человек не знал другого судьи, закона кроме силы. Много времени ушло на осознание истины: поступай с другими, так как хочешь, чтобы поступали с тобой. Продвинутый человек написал свод законов и стремился их соблюдать, для охраны собственных интересов. Следующая стадия породила морального человека. Он выполнял требования морали для них самих, а не для собственных выгод. Таковы на современном этапе передовые отряды человечества. Но есть еще дальняя цель, – следующая ступень, осознание своих действий, стремлений, воли, как не личных, а Божественных. Мира, как Бога наполняющего собой себя. Мораль превращается из заветов, которых нужно аскетизмом, самопожертвованием придерживаться в естественное положение вещей.

    От философии перейдем к практике. Каким путем эгоистичному, тупому, агрессивному первобытному человеку удалось превратиться в Л.Толстого, А.Энштейна А.Моцарта? Как, нам на нынешнем уровне, на самом деле весьма невысоком сделать прогресс? Попытаемся обозначить метод, с помощью которого нам удастся ускорить восхождение. До сих пор продвижение шло неосознанно, вслепую. Повинуясь некоему закону судьбы человек, помещался в разные условия, поочередно развивавшие стороны индивидуальности. Баланса между ними (сторонами) не было никакого. Развивалась какая-то одна, и получала длительный приоритет. Из жизни в жизнь человек тащил свой талант в одной сфере и диалектизм во всех остальных. Чтобы продвинуться с изначального состояния, человеку, приходилось совершенствоваться в массе противоположных тенденций. В силе, милосердии, интеллекте, любви, красоте. Жизнь не баловала благоприятной обстановкой. Те немногие, кому удавалась цельность, не выдерживали искушений, испытаний. Власть, деньги, сила развращают незрелые души. Даже красота, поданная в большой дозе, может разрушить психику. А бездействие, скука, лень – тамас, подстерегают с другой стороны. Высоко духовный человек падал от меча. Воин падал, нравственно оказавшись в плену обстоятельств. Развитый интеллект освобождал душу от любви, чести, совести. Гипертрофированное эстетическое чувство выживало этику. В каждую из наших бесчисленных жизней Бог разогревал нас в горне, мял, плющил молотом, и остужал в ледяной воде. Снова нагревал, ковал, остужал. И все для нашего совершенства. После того, как мы испробовали все направления, настрадавшись до предела, уверились во лжи церковных догматов, обывательского идеала, мы созрели к настоящему развитию. Раз за разом Бог бросал нас на эту землю, до тех пор, пока мы не разуверились во всем включая Небеса. И тогда мы начинаем искать выход. Мы едем в Гималаи, презрев мирскую карьеру, искать Учителей, идем в хиппи, читаем мистическую литературу. Книги говорят нам о волшебном мире, который вокруг и к которому мы не можем добраться сквозь наросшую на нас коросту. Мы садимся медитировать, концентрируемся, совершаем паломничество по святым местам. Это все хорошо, но мы должны идти дальше, отбросить и сам метод. Остаться совсем чистыми, незамутненными даже духовными желаниями. Пустить в себя новое.

    Можно до бесконечности рассуждать о природе Брахмана или технике медитации, но то, что действительно важно, это сама работа. Как в рекламе: хватит говорить, начинайте осознавать супраментальную силу Шакти. До тех пор пока мы разговариваем, размышляем мы стоим на месте. Тратим время. Для продвижения мы должны освободиться от старых реакций, предпочтений, мнений. Но если слишком быстро и много отбросим, то подвергнем себя давлению, которое нас разрушит.

    В Бхагават Гите есть такая строчка: “Познавший Брахман видит мир, как единое целое. И даже убивая, он не убивает”. Брахман не может убить себя. Поэтому убивающий Арджуна, осознавший истину, не совершал никаких личных поступков. Тезис о том, что злу нужно оказывать сопротивление, о том, что ради высшего блага можно лишать жизни, всегда был, и до сих пор популярен. Военные апеллируют к необходимости, к верности присяге в попытке оправдать свои преступления. Но суровый факт состоит в том, что если мы не стали Брахманом, то умерщвляя, мы совершаем тягчайший грех. И он не в том только, что мы оборвали чью-то жизнь, а в том, что совершенный нами поступок бумерангом вернется к нам в этой или следующей жизнях.

    Психическую эволюцию можно рассматривать, как расширяющуюся свободу. Чем дальше, тем больше внешней свободы и меньше внутренней. Индивидуум наращивает самодисциплину, тем, ослабляя влияние на себя внешних законов.

    4. Метод психической эволюции типов. Мы назвали пять психотипов, которые в первом приближении описывают человеческую психику. Попытаемся найти движущую пружину каждого типа. Для художника таковой является физическая любовь (секс). Без нее не может существовать  ни одного поэта, музыканта, актера что, конечно же, не означает принадлежность всякого развратника к обсуждаемому типу. Для ученого это наблюдение. Только оно делает его тем, кто он есть. Человек действия обязан сохранять активность в любых, самых безнадежных ситуациях. У него не должно быть чего-либо ввергающего его в уныние и пассивность. Механизм святости устроен таким образом, что опора на идею позволяет отказываться от всех мирских благ. Этакое самоотрицание.

    Не трудно заметить противоречивость, взаимное гашение некоторых типов. Как, например, совместить художника и святого, делового человека и художника? Помните, персонаж Конан Дойла Шерлок Холмс говорил: “Брак, это смерть интеллекта”? Однако видимое нами противоречие ничто иное, как наша незрелость, слепота. Древние, хоть и не имели современного технического прогресса, смотрели дальше. Они ограничивались двумя типами (не считая тамаса) - пассивным, статичным и активным, динамичным. Сатва-гуной и Раджа-гуной.

    Действительно, совершим экскурс в историю эволюции биологических видов. Жизнь зародилась в одноклеточных формах. Но развиваться стала не путем индивидуального прогресса, а объединением в многоклеточные организмы. Для каких-то целей природе понадобилось изобрести пол, разделить до того цельный самодостаточный индивид поровну. Почему нельзя было идти путем клеточного деления в продолжении рода? Ведь половое существо ущербно, оно не свободно и обречено на страдания.      

    Какие задачи природа не могла решить без полового разделения? И какие она вообще себе ставила, как действительно достижимые? Логично предположить, что жизнь, поскольку она стремиться расширяться и продолжаться, изобретает такую форму, в которой ей уже не нужно будет умирать. И в принципе нет основания не предполагать появления такого организма, в котором старые клетки, заменяясь на новые, будут поддерживать его существование неограниченно долго. Современные ученые делают коренное различие между человеком и всем остальным живым миром. Первого, они относят к разряду психических существ, остальных к биологическим существам. Что это значит? На самом ли деле одноклеточные только биологичны, или самодовольная человеческая точка зрения на себя является шорами? Любовь, да и все прочее внутричеловеческое общение - психичны в том смысле, что человек не может длительное время (более четырех лет) находиться в одиночестве. Он разрушается, “сходит с ума”. А простейшие великолепно переносят упомянутый дефицит. Им бы только было достаточно питания. Похоже, половое разделение имело целью стимуляцию психической стороны жизни, следы которой мы начинаем замечать в животном мире. То есть в уже весьма усложненных формах. Из собственного опыта мы можем вывести заключение: секс позволяет (не надолго) выйти за пределы нашего эго, отождествиться с “предметом“ нашей любви - возлюбленной (любимым). Мы изменяем нашу точку зрения на все, получаем возможность “стать” ей (им) на некоторый период. Ее тело становится моим телом и наоборот. Мы центрируем наше поведение друг относительно друга, и того невидимого центра, для которого она и я единое. Пол есть способ, избранный природой для самопознания, для того, чтобы существо, поняв свое место, смогло шагнуть дальше, за его пределы. Не регрессировать, но пройти на новом уровне старый виток развития. Двуполость, вопреки Фрейду и прочим половых дел мастерам не фундамент нашего существа, а надстройка. Наше будущее шире и богаче, чем представляют себе современные эротоманы. Выходя за пределы пола, мы не отказываемся от радостей физической любви, но напротив, восходим в ее (физической любви) познании выше, глубже, шире. Двуполость бедна в сравнении с “бесконечнополостью”. (В предыдущей лекции мы говорили о йогическом принципе Шакти и Пуруши, - мужского и женского, о союзе между ними. Их нужно понимать, как переходную стадию во время физической трансформации тела. С превращением его (тела) в новое, сверхполое, - принцип перестает действовать в прежнем виде.) Одноклеточные тоже психичны, но их психичность содержится в скрытом виде. Они “отрастили” уши, нос, язык, для того, чтобы по их средствам доносить свое состояние друг другу и принимать ответные сигналы. Развитие происходило в сторону увеличения коммуникабельности. Совершенство коммуникации мы хотели бы развить беспредельно, но для этого понадобится передавать бесконечное количество информации за бесконечно малую единицу времени.

    Таков биологический экскурс. Став психическими существами,  мы должны “смотреть” на мир “психически”. Когда, мы говорим о физическом, витальном, ментальном, психическом, мы имеем в виду одну и ту же вещь – сознание. Мир – Существование, Сознание, Блаженство. СатЧитАнанда. Ученые говорят: “жизнь зародилась…”. Мы говорим: сознание осознало себя в материи в виде жизни. Затем, оно осознало себя в виде ума, и наконец, в виде психического. На лицо активность - концентрация, когда осознанной вещью стремятся овладеть, развить и пассивность - медитация, когда пытаются “найти” в себе новое.

    Этими двумя принципами исчерпывается весь метод психической эволюции. В реальной жизни он происходит по формуле: ”Бытие определяет сознание”. Занятие, профессия человека влияют не только на область, сферу, в которой они действуют, но и на сознание в целом. Люди всех сословий и профессий занимаются концентрацией и медитацией в рамках своего жизненного опыта. Нужно лишь расширять его. Зачем нам причислять себя к категориям, группам населения? Называться инженерами или писателями? Мы – никто и мы – все. Покой, счастье, умиротворение, приходят, когда жизненный опыт становится бесконечным. Когда он становится таковым, происходит качественный скачок. Из предмета памяти, прошлого он становится вне времени. Мы больше не вспоминаем, что было в прошлом в такой ситуации, мы находимся в ней.

    5. Время. Обсудим его в психическом аспекте. Кто не замечал парадокс восприятия: годы, тянущиеся как мгновения и мгновения длинною в годы? Присутствие любимого человека ускоряют ход времени, отсутствие - замедляет? Мы знаем физическое определение времени, но без психической составляющей “больше – меньше” нам его до конца не понять. Факт, одни события замедляют течение, другие ускоряют. Или может быть ощущения времени есть иллюзия и его (психологического времени) вообще нет? В каком, собственно, смысле мы говорим об изменении скорости? Те, кто служил в армии срочную службу, согласятся: день там тянется за три. Это ускорение или замедление времени? Ускорение в том смысле, что каждую минуту дня начинаешь замечать особо, она не пропадает в туне, как “на гражданке”. За счет этого возникает эффект удлиненности. Замедление, в том смысле, что день, кажется, тянется бесконечно. Тоже самое с приятными переживаниями. Нам кажется, что прошло мгновение, а прошел день. На лицо ускоренность. Или нам кажется, что день прошел незаметно, и на лицо замедленность. Что относительно чего считать? Если бы мы относились ко всем вещам и событиям равно, без различия, то не было бы ощущения времени. Хотя понятие физического времени осталось бы.

    Ни один год не тянулся для меня так долго, как год военной службы. Но ни в один другой год я не вбирал в себя столько информации, опыта, как в этот. Общим местом стало говорить о возмужалости людей, прошедших тяжелые испытания. Вырисовывается двойной процесс замедления- ускорения. В описании его, мы не можем даже разделить человека на внешнее и внутреннее “Я” и сказать, что трудности развивают внутреннее в ущерб внешнему. Мы имеем дело с каким-то тотальным процессом о механизме, которого остается догадываться. Эмоционально приятное и не приятное рисует нам картинку мира. То, что нам близко, с чем мы уже сталкивались прежде, вызывает положительные эмоции. Не знакомое – отрицательные. Если за одну минуту я вспомнил о своем отдыхе в Крыму, почесал переносицу и сел на стул, то ощущение времени у меня будет зависеть от очередности этих событий. В одном случае минута “растянется”, в другом “сожмется”.

    Народная мудрость гласит: “Счастье, это когда не замечаешь времени. Жить быстро, – умереть молодым”. Но разве периоды “взлетов”, потеря счета над временем не вызывают после возвращения “на землю” некое похмелье? Чтобы чувствовать душевный комфорт мы должны иметь цель, идти к ней, постоянно совершенствоваться. И мы же должны оставаться, свободны от всякой цели. Нам равно нужна способность полной свободы, и полной связанности. Одно без другого не имеет смысла. Только, когда мы вовлечены в мирскую трудность и нам хватает опыта ее решить, приходит счастье. Время исчезает, превращаясь в вечность.

    Самые дорогие для нас воспоминания – о пережитых трудностях. Чем труднее нам было, тем они сладостнее и волшебнее. Таковыми они становятся постскриптум событий. Для ветеранов война, для бизнесменов – ранний период их деятельности, для мужа и жены – первые полуголодные годы скитания по углам, пока не пришел достаток. И это плохо. Мы живем или прошлым или будущим. Нас нет до конца в “сейчас”. От того и время есть, от того мы старимся, умираем, рождаемся снова и т.д.

    6. Психологические портреты. Все мы по рождению, или в силу обстоятельств, принадлежим хотя бы к одному из перечисленных выше групп. Находясь внутри них, мы совершенствуем в себе, свойственные им качества. Они (группы, психо-типы) являются современным эквивалентом Восточных Йог. Поэтому попробуем наметить в них тенденции, которые помогут интегральному развитию вне всяких групп.

    СВЯТОЙ: то, кто за пятью человеческими чувствами видит безбрежное море скрытой природы, которую он ставит целью проявить в себе. Он осознал собственное бессмертие и стремится к нему. Путь лежит через отказ от желаний, от мелочных личных представлений. Личность растворяется в общем, потоке. Все подверженное времени страдает. Пока мы находимся в материи, есть время, а значит, есть страдания.  

    Любовь больше не рассматривается, как половое чувство даже в самом высоком своем проявлении. У святого нет родственников, врагов, друзей. Он смотрит равно на людей, любит их, как самого себя.

    Нет плохих обстоятельств, которые следовало бы поменять. Настанет час, они сами изменятся в угодном Богу направлении. Нетерпение, торопливость – недостатки, требующие искоренения. Святой принимает решения не головой, а внутренним чувством. Если он ощущает, что при всей внешней привлекательности, следует отказаться от предложения или поступка, то слушается своего “оракула’’. Он может, также, вопреки здравому смыслу что-либо предпринять и впоследствии окажется прав.

    Находящееся в пределах восприятия смертно. Видимый мир – смерть, и попытки благоустроить его – смерть. Кругом лож, зло. Истину, точно нужно искать не здесь, а за гранью видимого. Поэтому лучше умереть, чем так жить. Умереть без помощи суицида, естественно. В этом мужество, эмоциональная честность, реальная попытка сокрушить зло. Умереть ради людей, быть распятым для спасения других, собою искупить их грехи.

    УЧЕНЫЙ. Принадлежность к этой касте воспитывает интеллектуальную честность. Ученый, никогда, ни для каких целей не будет утверждать того, что сам не видел, в справедливости чего не убедился. “Сократ, ты мне друг, но истина дороже”, - вот их лозунг. Ограничивая себя сферой чувственного опыта, они наводят логический порядок. Для них то закон, что закон для всех. Этим они начисто отвергают бессмертное “Я”. Знание – продукт опыта, прошлого. Эмоциям место в подчинении ума, ни один поступок не может совершаться по их побуждению. Наука родилась в монастырях, в атмосфере аскетизма, отказа от чувственных радостей. Примечательно: настоящее чувственное удовлетворение человечество стало испытывать, отказываясь от него. Попридержав коней-чувства, мы смогли узнать природу многого и использовать полученные знания. Примечательно также и то, что разуверившиеся в мирской суете люди, отвернувшиеся от “ярмарки тщеславия” пришли к работе по улучшению мира. Заметен и обратный процесс, отхода ученых в святые.

    Я мыслю, значит, я существую. Ученый – мысль. Мысль – причинно следственная связь, рождающая противоречия. Пример: может ли Бог создать такой камень, который не поднимет? Если может создать, то не может поднять. Следовательно, он не всемогущ. Если не может создать, то тоже.

    Ученый постулирует познавательность мира. С помощью ума он надеется решить любые задачи, осчастливить человечество навеки.

    ХУДОЖНИК. Живет нарочитым потворством чувствам. В том числе чувству прекрасного. Он – вакхическая, оргиастическая радость бытия, наслаждения жизнью, подобный ароматному вину.

    Кроме знания техники, для творчества необходим эмоциональный подъем. Художник, в широком смысле, копирует природу. Но это не просто фотоснимок, а попытка придания материи (скульптуре, картине, книге) иллюзии жизни, психики. Ставя себе целью обмануть зрителя, заманить его в свой искусственный мир, он приближается к разгадке Великой Тайны мироздания. Уловив тенденцию вырабатываемой природой красоты, он ищет смысл “золотого сечения”.

    Искусство оказывает на людей огромное впечатление. Ни одно другое человеческое действие не имеет таких масштабов и глубины. Более глубокий в эмоциональных вибрациях святой, проигрывает искусству невозможностью своего массового тиражирования. Как электрический ток, как алкоголь по венам разносятся по миру новые фильмы, песни, книги. Они заставляют целые народы подражать героям художника или ему самому. Сам художник от успеха испытывает блаженство, близкое к оргазму. Он отбрасывает доводы разума, следуя чувству прекрасного в себе. И хотя это “безумие”, как правило, кончается этическим падением, у него все же есть шанс выйти в область вечно чистой любви и красоты. Найти в своем сердце Бога. Этакий ход в дамки.

    Художник понимает, что истинное творчество (Бог) всегда новое. Всегда поиск. Как только прекращается движение, исчезает атмосфера для дыхания. Мы не можем навеки остановиться на канонизированных образцах, исступленно их повторяя. Следует отбрасывать старое и идти нехожеными тропами. Для художника нет субъекта и объекта. Он сливается с миром в единую любовь, красоту, радость.

    ЧЕЛОВЕК ДЕЙСТВИЯ – представитель гордого, мужественного племени бойцов.  Веря только в себя, он готов противостоять врагам, преодолевать трудности столько, сколько надо. Лепет о смирении воспринимается трусостью. Я могу все. Я – Бог. Я – решение в последней инстанции. Я возделаю этот мир, внесу в него разум, свет, справедливость. Кто же другой сделает это? Сам я не образован, груб, глуповат, но своим упорством, ежедневным трудом преодолею недостатки. Найду людей разбирающихся в вопросах лучше меня, сведу их вместе. Заставлю кооперироваться. Для победы все средства хороши. Победителей не судят. Побеждает сильнейший. Лучше быть первым в чукотском поселении, чем вторым в столице мира. У меня должно быть все самое лучшее: женщины, собственность, престиж, власть. Зуб за зуб. Глаз за глаз. Меня интересуют только собственные интересы. Цель – достичь всех благ здесь и сейчас.

    Человек действия не думает. Он действует. Действия и есть его размышления.

    7. Упанишады – индийские, священные тексты. Около десяти тысяч лет назад появились первые из них. Неизвестные авторы намеревались отразить в них свои психологические наблюдения. И по истине, до сих пор в этой области не сказано ничего нового. Приведем отрывки из нескольких. Комментарии излишни. (Орфография и грамматика переводчика).

         “Кто он – тот, кого мы почитаем как Атмана? Кто из них Атман?” - Тот, благодаря которому видят, благодаря которому слышат, благодаря которому обоняют запахи, благодаря которому произносят речь, благодаря которому распознают сладкое и несладкое.

         То, что является сердцем и разумом, сознание, разумение, распознавание, познание, мудрость, проницательность, стойкость, мышление, рассуждение, стремление, память, представление, намерение, жизнь, любовь, господство – все это имена, данные познанию.

         Он – Брахман. Познание – Брахман.

         Поистине, это отлично от познанного и выше непознанного – так слышали мы от древних, которые разъяснили нам это.

         Что невыразимо речью, чем выражается речь - знай: то и есть Брахман, а не то, что почитают в этом мире люди.

         Что не мыслится разумом, чем как говорят, мыслим разум – знай: то и есть Брахман, а не то, что почитают в этом мире люди.

         Что не дышит дыханием, чем дышится дыхание – знай: то и есть Брахман, а не то, что почитают в этом мире люди.

         “Если ты считаешь, что хорошо знаешь Брахман, то, несомненно, ты лишь немного знаешь образ Брахмана.

         Я не считаю, что хорошо знаю, и не знаю, что не знаю его. Кто из нас знает его, тот знает его, и он не знает, что не знает”.

         Кем Брахман не понят, тем понят, кем понят, тот не знает его. Он не распознан распознавшими, распознан нераспознавшими.

         Он понят, когда познан благодаря пробуждению, ибо тем самым человек достигает бессмертия. Благодаря самому себе человек достигает силы, благодаря знанию – бессмертия.

         Если убивающий думает, что убивает; если убитый думает, что убит,

         То оба они не распознают истины – он ни убивает, ни убиваем.

         Меньше малого, больше большого скрыт Атман в сердце этого существа.

         Лишенный стремлений, свободный от печали, видит человек это величие Атмана благодаря умиротворенности чувств.

        Сидя, он далеко идет; лежа, он движется повсюду.

         Познав бестелесного среди тел, среди непостоянных – постоянного,

         Великого, всепроникающего Атмана, мудрый не ведает печали.

         Этот Атман не постигается ни толкованием, ни рассудком, ни тщательным изучением –

         Кого избирает этот Атман, тем он и постигается, тому этот Атман открывает свою природу.

         Встаньте, пробудитесь, обретя дары, постигните их.

         Остер, как лезвие бритвы, неодолим, недоступен этот путь – говорят мудрецы.

         Постигнув того Атмана, что беззвучен, неосязаем, лишен образа, не гибнет, а также лишен вкуса, вечен, лишен запаха.

         Без начала, без конца превыше великого, постоянен, человек освобождается из пасти смерти.

         И рассудок – выше разума, великий Атман – выше рассудка.

         Непроявленное – выше великого Атмана, пуруша – выше непроявленного.

         Нет ничего выше пуруши. Это конечная цель. Это высший путь.

         Этот Атман, скрыт во всех существах, не проявляется.

         Но острым и тонким рассудком его видят проницательные.

         Нельзя достичь его ни речью, ни разумом, ни глазом; Как постичь его иначе, нежели говоря: “Он есть?”.

         “Он есть” – так следует постигать его истинную природу в обоих видах.

          “Он есть” – постигающему его так открывается его истинная природа.

         Когда прекращаются все желания, обитающие в сердце.

         То смертный становится бессмертным и достигает здесь Брахмана.

          Сообщение(полный текст) 1.2Mb



Гостевая книга

форум

Уроки реформ

Коммунизм

На главную

Компилятивная реальность(роман)

новый проект РЕВОЛЮЦИЯ

Оглавление

Глава 1. Город.............................
Глава 2. Время............................
Глава 3. Раздвоение личности......................................
Глава 4. Детство........................
Глава 5. Школа...........................
Глава 6. Фантастика................
Глава 7. Сверхчеловек.................
Глава 8. Обнинск.........................
Глава 9. Поезд.............................
Глава 10.Встреча........................
Глава 11.Старт..........................
Глава 12.Первый день................
Глава 13.Первая ночь.................
Глава 14.Розовая лагуна............
Глава 15.Один день.....................
Глава 16.Командир....................
Глава 17.Залет............................
Глава 18.Скандал........................
Глава 19.Основа..........................
Глава 20.Категория людей.......
Глава 21.Экзистенция...............
Глава 22.Валера..........................
Глава 23.Жорж...........................
Глава 24.Бродячая звезда..........
Глава 25.Глаз пророка...............
Глава 26.Предновогодние дни...
Глава 27.Рефлексия....................
Глава 28.Майор..........................
Глава 29.Мысли..........................
Глава 30.Самостоятельность
Глава 31.Человек без паспорта......................................
Глава 32.Договор........................
Глава 33.Возвращение................
Глава 34.Поиск............................
Глава 35.Конец, который.........
является началом.......................

Приложение

Эссе 1. Я хочу рассказать о следующем после человека виде - о сверхчеловеке. Есть ли основания считать человека окончательным видом? Или он не совершенен и по природе своей не может быть совершенным?.............................

Эссе 2. На сколько мы, современные люди, разумны? На 100% или может быть на 50%? Можем ли мы иметь в себе то душевное спокойствие, которое есть у тех, кто понимает смысл своей жизни?

Эссе 3. Что такое чудо и существует ли оно? Возможны ли предсказания и гадания?.......................................

Эссе 4. Общее понятие Йоги. Интегральная Йога Шри Ауробиндо....................................

Эссе 5. Психическая эволюция человека (эволюция психического)...............................

Гостевая книга

форум

Уроки реформ

Коммунизм

На главную

Компилятивная реальность(роман)

новый проект РЕВОЛЮЦИЯ

Оглавление

Глава 1. Город.............................
Глава 2. Время............................
Глава 3. Раздвоение личности......................................
Глава 4. Детство........................
Глава 5. Школа...........................
Глава 6. Фантастика................
Глава 7. Сверхчеловек.................
Глава 8. Обнинск.........................
Глава 9. Поезд.............................
Глава 10.Встреча........................
Глава 11.Старт..........................
Глава 12.Первый день................
Глава 13.Первая ночь.................
Глава 14.Розовая лагуна............
Глава 15.Один день.....................
Глава 16.Командир....................
Глава 17.Залет............................
Глава 18.Скандал........................
Глава 19.Основа..........................
Глава 20.Категория людей.......
Глава 21.Экзистенция...............
Глава 22.Валера..........................
Глава 23.Жорж...........................
Глава 24.Бродячая звезда..........
Глава 25.Глаз пророка...............
Глава 26.Предновогодние дни...
Глава 27.Рефлексия....................
Глава 28.Майор..........................
Глава 29.Мысли..........................
Глава 30.Самостоятельность
Глава 31.Человек без паспорта......................................
Глава 32.Договор........................
Глава 33.Возвращение................
Глава 34.Поиск............................
Глава 35.Конец, который.........
является началом.......................

Приложение

Эссе 1. Я хочу рассказать о следующем после человека виде - о сверхчеловеке. Есть ли основания считать человека окончательным видом? Или он не совершенен и по природе своей не может быть совершенным?.............................

Эссе 2. На сколько мы, современные люди, разумны? На 100% или может быть на 50%? Можем ли мы иметь в себе то душевное спокойствие, которое есть у тех, кто понимает смысл своей жизни?

Эссе 3. Что такое чудо и существует ли оно? Возможны ли предсказания и гадания?.......................................

Эссе 4. Общее понятие Йоги. Интегральная Йога Шри Ауробиндо....................................

Эссе 5. Психическая эволюция человека (эволюция психического)...............................


Гостевая книга

форум

Уроки реформ

Коммунизм

На главную

Компилятивная реальность(роман)

новый проект РЕВОЛЮЦИЯ

Оглавление

Глава 1. Город.............................
Глава 2. Время............................
Глава 3. Раздвоение личности......................................
Глава 4. Детство........................
Глава 5. Школа...........................
Глава 6. Фантастика................
Глава 7. Сверхчеловек.................
Глава 8. Обнинск.........................
Глава 9. Поезд.............................
Глава 10.Встреча........................
Глава 11.Старт..........................
Глава 12.Первый день................
Глава 13.Первая ночь.................
Глава 14.Розовая лагуна............
Глава 15.Один день.....................
Глава 16.Командир....................
Глава 17.Залет............................
Глава 18.Скандал........................
Глава 19.Основа..........................
Глава 20.Категория людей.......
Глава 21.Экзистенция...............
Глава 22.Валера..........................
Глава 23.Жорж...........................
Глава 24.Бродячая звезда..........
Глава 25.Глаз пророка...............
Глава 26.Предновогодние дни...
Глава 27.Рефлексия....................
Глава 28.Майор..........................
Глава 29.Мысли..........................
Глава 30.Самостоятельность
Глава 31.Человек без паспорта......................................
Глава 32.Договор........................
Глава 33.Возвращение................
Глава 34.Поиск............................
Глава 35.Конец, который.........
является началом.......................

Приложение

Эссе 1. Я хочу рассказать о следующем после человека виде - о сверхчеловеке. Есть ли основания считать человека окончательным видом? Или он не совершенен и по природе своей не может быть совершенным?.............................

Эссе 2. На сколько мы, современные люди, разумны? На 100% или может быть на 50%? Можем ли мы иметь в себе то душевное спокойствие, которое есть у тех, кто понимает смысл своей жизни?

Эссе 3. Что такое чудо и существует ли оно? Возможны ли предсказания и гадания?.......................................

Эссе 4. Общее понятие Йоги. Интегральная Йога Шри Ауробиндо....................................

Эссе 5. Психическая эволюция человека (эволюция психического)...............................


Гостевая книга

форум

Уроки реформ

Коммунизм

На главную

Компилятивная реальность(роман)

новый проект РЕВОЛЮЦИЯ

Оглавление

Глава 1. Город.............................
Глава 2. Время............................
Глава 3. Раздвоение личности......................................
Глава 4. Детство........................
Глава 5. Школа...........................
Глава 6. Фантастика................
Глава 7. Сверхчеловек.................
Глава 8. Обнинск.........................
Глава 9. Поезд.............................
Глава 10.Встреча........................
Глава 11.Старт..........................
Глава 12.Первый день................
Глава 13.Первая ночь.................
Глава 14.Розовая лагуна............
Глава 15.Один день.....................
Глава 16.Командир....................
Глава 17.Залет............................
Глава 18.Скандал........................
Глава 19.Основа..........................
Глава 20.Категория людей.......
Глава 21.Экзистенция...............
Глава 22.Валера..........................
Глава 23.Жорж...........................
Глава 24.Бродячая звезда..........
Глава 25.Глаз пророка...............
Глава 26.Предновогодние дни...
Глава 27.Рефлексия....................
Глава 28.Майор..........................
Глава 29.Мысли..........................
Глава 30.Самостоятельность
Глава 31.Человек без паспорта......................................
Глава 32.Договор........................
Глава 33.Возвращение................
Глава 34.Поиск............................
Глава 35.Конец, который.........
является началом.......................

Приложение

Эссе 1. Я хочу рассказать о следующем после человека виде - о сверхчеловеке. Есть ли основания считать человека окончательным видом? Или он не совершенен и по природе своей не может быть совершенным?.............................

Эссе 2. На сколько мы, современные люди, разумны? На 100% или может быть на 50%? Можем ли мы иметь в себе то душевное спокойствие, которое есть у тех, кто понимает смысл своей жизни?

Эссе 3. Что такое чудо и существует ли оно? Возможны ли предсказания и гадания?.......................................

Эссе 4. Общее понятие Йоги. Интегральная Йога Шри Ауробиндо....................................

Эссе 5. Психическая эволюция человека (эволюция психического)...............................


Гостевая книга

форум

Уроки реформ

Коммунизм

На главную

Компилятивная реальность(роман)

новый проект РЕВОЛЮЦИЯ

Оглавление

Глава 1. Город.............................
Глава 2. Время............................
Глава 3. Раздвоение личности......................................
Глава 4. Детство........................
Глава 5. Школа...........................
Глава 6. Фантастика................
Глава 7. Сверхчеловек.................
Глава 8. Обнинск.........................
Глава 9. Поезд.............................
Глава 10.Встреча........................
Глава 11.Старт..........................
Глава 12.Первый день................
Глава 13.Первая ночь.................
Глава 14.Розовая лагуна............
Глава 15.Один день.....................
Глава 16.Командир....................
Глава 17.Залет............................
Глава 18.Скандал........................
Глава 19.Основа..........................
Глава 20.Категория людей.......
Глава 21.Экзистенция...............
Глава 22.Валера..........................
Глава 23.Жорж...........................
Глава 24.Бродячая звезда..........
Глава 25.Глаз пророка...............
Глава 26.Предновогодние дни...
Глава 27.Рефлексия....................
Глава 28.Майор..........................
Глава 29.Мысли..........................
Глава 30.Самостоятельность
Глава 31.Человек без паспорта......................................
Глава 32.Договор........................
Глава 33.Возвращение................
Глава 34.Поиск............................
Глава 35.Конец, который.........
является началом.......................

Приложение

Эссе 1. Я хочу рассказать о следующем после человека виде - о сверхчеловеке. Есть ли основания считать человека окончательным видом? Или он не совершенен и по природе своей не может быть совершенным?.............................

Эссе 2. На сколько мы, современные люди, разумны? На 100% или может быть на 50%? Можем ли мы иметь в себе то душевное спокойствие, которое есть у тех, кто понимает смысл своей жизни?

Эссе 3. Что такое чудо и существует ли оно? Возможны ли предсказания и гадания?.......................................

Эссе 4. Общее понятие Йоги. Интегральная Йога Шри Ауробиндо....................................

Эссе 5. Психическая эволюция человека (эволюция психического)...............................


| |



Используются технологии uCoz