. |
Глава 19 Основа Я сидел на мягком стуле в темноте, и в синеве ночного неба и огней далеких
казарм зенитного полка, предметы плавали, вечно путешествуя, вечно стремясь
в вечность, дрейфуя со спущенными парусами. Олег вошел и сел напротив. - Я был у Полунина. - И что? - У нас был разговор. Я попробую
передать тебе его ближе к тексту. Олег сидел, сцепив руки на коленях,
и голос раздавался из глубины тела, как из механического нутра. - Я задал ему вопрос: "Саша,
почему ты ко мне так относишься? Может быть, тебя раздражают мои высказывания?
Но нельзя же из-за Пикуля менять отношение? (мы несколько дней назад
крупно поспорили об этом писателе и его творчестве)", - он молча
подписывал карту. Я ждал некоторое время, пока не понял, что он не собирается
отвечать. - Саша, почему... - А я не хочу об этом говорить,
- тон был резкий, и продолжать означало подлить масло в огонь. Но другого
пути не было. Да, другого пути не было, ведь я хотел, есть их тушенку,
пить их чай, пользоваться их покровительством. Я хотел от них целую
кучу вещей и поэтому проявил упрямство. - Не ужели тебе нравится такое
состояние вражды? - Я же сказал, я не хочу говорить
про это. И потом, мне наплевать, в каких отношениях мне с тобой находиться. - Ну почему такая неприязнь? Это же глупо, -
он молчал, а я собирался с мыслями, чтобы выйти из тупика. - Ты спрашивал меня, чем я интересуюсь,
что мне нравится и... Если хочешь, я могу ответить, - опять молчание. - Давай, рассказывай, - мелькнула
моментальная радость и тут же осознание того, что не о чем, не для чего
и нечего говорить. Хочется молчания и покоя, но нужно выдавливать из
себя каким угодно способом сладкие речи, или хоть какие-нибудь. Хмыкнул,
кисло улыбнулся. - Черт, не могу собраться с мыслями
с чего начать, постоянно в подавленном состоянии нахожусь, все ни как
не могу выбраться из него, кругом одни казахские ублюдки, климат паршивый. - Ты попал в такое хорошее место,
лучше которого нет, наверное, во всем Среднеазиатском Округе. Такое
место бывает одно на тысячу, даже на десять тысяч человек. В войсках,
русский дед моет пол, а молодой дух сидит и следит за ним, потому, что
он казах. - Да, я знаю это все, но ни чего
не могу с собой поделать. Я, наверное, слабоволен. Конечно, мне следовало
вести себя совсем по другому с этими урюками из санчасти, но я не смог.
Их там толпа, и все ублюдки как на подбор, ни одного русского. Хотя
нет, есть там один. Больные живут как свиньи, даже хуже, свиньи делают
что хотят, а они работают с утра до вечера. Впрочем, я это уже говорил…
Но факт остается фактом, не могу не повторить. (Полунин усмехнулся)
Я не могу шутить, не могу сосредоточиться, я подавлен. Раньше я был
не такой и надеюсь, что скоро стану нормальным. А пока меня все угнетает,
даже... Об этом, конечно, рано говорить, но вот сапоги меня уже захлебали. - Я знаю, сапоги меня тоже захлебали. - Саша, ты не знаешь, почему Женя
не берет меня теперь в санчасть? Я догадываюсь, но мне хотелось бы удостовериться. - Потому, что ты должен есть в
столовой, - снова тупик, но на этот раз трахнулся лбом. Несколько минут
собирался с мыслями. - Странно, неужели только из-за
этого? Ну, хорошо, а сам он, почему ест там? - Потому, что у него гастрит, и
он не может, есть то, что готовят в столовой. - Но это же не довод. Да, к тому
же у меня у самого гастрит. - У тебя тоже гастрит, но ты будешь,
есть в столовой, - хотелось спросить, что он сам там делает, но я уже
знал полунинский гнев. - Вот и сейчас ты отгораживаешься,
ни чего не объясняя. Чтобы я не делал, чтобы не говорил, все вызывает
у тебя отвращение. Я не хочу ссориться, не хочу раздражать тебя, ну
объясни ты, наконец, что я делаю не так. Я ведь даже не знаю, в чем
виноват. - Ты пассажир. Знаешь кто это? - Нет. - В общежитии у вас ни кого так
не называли? - Нет, - пауза. - Саша, ну объясни кто это такой,
я, правда, не знаю. - Когда в комнате собирается своя
компания, садится есть и приходит кто-то чужой, ему ни чего не говорят,
а когда он уходит, говорят: "пассажир ушел". - Да, ты прав, я не буду здесь,
есть. Но среди всех здешних людей, вы больше всего подходите мне по
интеллектуальному уровню. И хотя... - Это понятно. - И хотя я чаще всего молчу, все
равно.., но нельзя же жить в одиночестве. Здесь нет больше ни кого,
с кем мог бы я общаться. По этому я ищу компромисс, я хочу понять, чем
я тебе раздражаю. - Ты мне не нравишься, - длинная
пауза. (Это приятно сознавать) - Ну,
у, у... Как же так? Так не бывает, что бы я просто не нравился. Не равняться
за что-то. Объясни, пожалуйста. - Мне кажется, Вадя Мелещенко, который был
до меня, тебе тоже очень не нравился. Почему? - Потому, что он был глуп и не понимал шуток.
Он смеялся им в лучшем случае на следующий день, - Саша ответил зло,
и прибавил, что меня нельзя назвать дураком. - Саша, как ты думаешь, Женя отправит меня
в войска? - пауза. - М, м, м? - Отправляет не он, а Милютин. - Но ведь Вадю отправил он. - Будешь работать, не отправит. - Жорж
скрытный человек, если ему что-то не нравится, он предпочитает молчать
и втихомолку злиться. Я не знаю, доволен он моей работой или нет, и
не могу корректировать свое поведение. Тебе ни чего не известно по этому
поводу? - Ты всегда просишь кого-нибудь, чтобы тебе
все объясняли? - Значит, у меня нет ни каких шансов остаться
с вами? Хорошо, скажи только, из чего состоит: "ты мне не нравишься",
пожалуйста, скажи, и я больше не буду приставать. - Ты мне не нравишься, ты мне не нравишься
внешне, мне не нравиться твоя походка. Когда я слышу, как ты идешь по
коридору, это вызывает у меня отвращение. - Вид, походка... Как может не нравиться
походка? - Может. - Это все? - Ты не интересный человек, ты можешь вспомнить
хоть один случай, когда ты сказал, а я засмеялся? Ни Димону, ни Жоржу,
ни Валере это, не составляет ни какого труда. (Один случай имел место,
но сашин смех был саркастический, издевательский.) Я встречал таких
людей как ты, и очень не люблю их. Ты пассажир. - Хорошо, дай мне последний шанс, и я постараюсь
быть интересным. - Вот скажи, что тебе интересно, чем ты любишь
заниматься, чем ты увлекаешься, скажи хоть что-нибудь интересное! -
я кисло улыбнулся. - Я не могу сейчас сосредоточиться. - Так не бывает. - Почему не бывает? Вот живой пример. - Просто дело не в этом. - Я тугодум. - А, а, а, а. Да, а, а, - радостно протянул
чертежник. - А тебе как служба показалась? Вспомнил
первый курс, наряды? - Какие наряды? У нас ни чего подобного не
было. Были формально ответственные согласно графику, но убирал технический
персонал. Саша, что бы ты посоветовал, чтобы все было О.К. Как преодолеть
неловкость? - Главное не быть обузой. Тебе нужно в роту
на месяц, чтобы ты по настоящему ценил свое место. Чтобы ты там научился
ходить бесшумно. - Но я и так ценю его. - В роте совсем другие люди. Они говорят:
"затарить, зашарить". Если сказать обыкновенным языком то
будет: "он украл". А в роте - зашарил. - Саша, ты не хочешь, чтобы я приходил? - Да нет, приходи. - Но ты не открываешь. - Будет настроение - открою. - Саня, сколько лет Жене? - Двадцать четыре. - А тебе? - Двадцать. - Так мало? Ни фига себе! Я думал больше.
По внешнему виду кажется больше. - Это все от воспитания зависит, - прислушался
к тому, что делалось на улице, подошел к окну. - Построение, - сказал он, - пошли. О, эта дрожь обвиняемого на перекрестном
допросе, заваленного вопросами, пытающегося защитить жизнь умом и языком.
Я устал и физически и психически, но в принятом решении шел до конца.
Может, удастся завоевать симпатию. По правде, говоря, надежды почти
не оставалось. Мы вышли на улицу, подошли к первой казарме, остановились,
стали ждать. Он расценивал обстановку. - А, а-э-э, - заключил он, - это поротная
вечеруха, пошли назад, - я поплелся за ним. Он свернул к черному входу
и столкнулся с выходившим Валерой, держащим в руках несколько яблок.
Не тех, красивых, а других, немного похуже. Валера отдал их Саше, а
тот, предложил мне на выбор. - Валера, а где Жорж с Димоном? - спросил
Саша. - Не знаю, в санчасти, наверное, телевизор
смотрят. - Саша, ты куда сейчас? - спросил я. - На почту. Приходи наверх. - Там закрыто? - Вот ключи. Он долго отсутствовал, а когда пришел, принес
газеты. Разговор не возобновлялся. Он читал некоторое время, а я ждал
ужина. Наконец он тоже решил поужинать; весьма скудно мы проделали это,
сидя возле тумбочки. Он все изучал статью про теоретические основы проституции,
и вдруг стал зачитывать вслух, насмехаясь над чем-то. Я пытался выказать
внимание, даже удивлялся, как это он имеет столько терпения читать истукану.
За все цитаты, мне только раз, с невыразимым трудом, удалось вымучить
смешок. Скоро подошли мажорные Жорж с Димоном. Димон сходил к себе,
нашел там две высохшие морковки и стал чистить. - Жорж, хочешь Ворковку? - спросил он. Потом
они открыли нарзан, предложили мне. Смеясь, говорили о пустяках, и я
подумал, что настало подходящее время наводить мосты. - Женя, ты все молчишь, ни чего не говоришь
о моей работе. Мне кажется, ты не любишь об этом говорить, а я сам не
в состоянии оценить себя. Быть может мне что-то стоит делать по-другому,
или работать лучше? Нужна оценка, критика. Я не хочу, чтобы Милютин
отправил меня в войска в один прекрасный день, и это стало бы для меня
сюрпризом. Жорж улыбнулся и погрустнел. - Почерк у тебя, конечно, не такой, как ты
говорил, и ошибаешься ты часто. Ну, ничего, старайся, и, я думаю, все
получится. Олег замолчал, потом посмотрел на меня, свое
высшее "я" вопросительно, стоит ли включать свет в строевой,
и, решив не делать этого, пересел на подоконник к открытому окну. - Знаешь, Фата, изредка со мной происходят
странные вещи, как сегодня. Перелистывая страницу книги, я услышал голос
на улице, и вдруг меня пригвоздило к полу. Эту секунду, этот голос,
скрип сапог дневального в коридоре, санину спину, борозды процарапанные
на линолеуме я почти все время предвидел так же ясно, как бывает, наверное,
если стянуть две точки во времени в одну. Обычно об этом говорят: "где-то
видел ты похожие улицы, людей обстоятельства, слышал звук". Просто
ассоциации и ни какого обмана, ни какого волшебства, чуда. Но в том
то и дело, что чувство времени подсказывает мне, как в прошлом, непонятным
уколом сознания я проник сюда. Тогда и теперь я ясно понял: нет ни чего
вещественнее в мире, кроме этих двух точек. Остальное - призрак. Эти
точки во времени – туннели, по которым сознание проникается сразу прошлым,
настоящим и будущим, и запоминает ближайшие ассоциации. Олег шумно вздохнул, слез с подоконника,
засунул руки в карманы, вышел в другую комнату и лег спиной, на стол
у стойки. - Когда мы спускались, вниз направляясь всей
компанией в роту, я повернул сюда. Жорж удивленно спросил, почему я
не иду с ними, и, махнув рукой на мои объяснения, ушел. - Опять все напрасно, - сказал он на последок. Вот так. Даже с Валерой существует натянутость.
Он жизнерадостный, плывущий по гладкой водной поверхности озера лебедь,
при встрече со мной словно вступает в непривычные, таинственные воды.
Он даже не пытается шутить. Я тоже, и оба понимаем, что с Димоном естественнее.
У Валеры есть большое достоинство, он не мучается тщеславием, откровенно
признает характеристику своих умственных способностей. А вот меня что-то
заставляет мнить свое превосходство перед ним. Наверное, нападки на
него, его товарищей. "Валера, зачем ты так громко мешаешь ложкой
в стакане? Ты не видишь, я не стучу?" Или еще пассаж: "Обезя,
ты, что так чавкаешь? Сейчас в танковом полку молодой солдат спрашивает
у старого: "Что это? Это воет собака Баскервиллей? Нет", -
отвечает ему старый, "это писарь продслужбы мотострелкового полка
пьет чай"". Наставлять Валеру - любимое жоржево занятие. Фата, ты заметил особенности сашиной походки.
Она вызывает впечатление на минуту вышедшего из своей келии монаха,
или художника, покинувшего мастерскую, - постоянное место обитания.
Этакий, довольный судьбой творец в романтическом забытьи. А передвигается
он, согнувшись, занося руки далеко в стороны, уподобляясь маршевому
шагу, только исковерканному и развинченному. И хотя, сравнение с обезьяньей
манерой пошловато, но смазанное сходство есть, и особенно это заметно
на участке между чертежкой и кабинетом начальника штаба. Сашины ноги
имеют подозрительно большое расстояние между колен. И он очень любит
коротко стриженые волосы. Что-то меня потянуло на живопись. Грустно.
Не ужели буду всегда бесшумным, малодушным наблюдателем, довольно скучным
для весельчаков и еще более - для флегматиков?
|
Компилятивная реальность(роман) Оглавление Глава 1. Город............................. Приложение Эссе 1. Я хочу рассказать о следующем после человека виде - о сверхчеловеке. Есть ли основания считать человека окончательным видом? Или он не совершенен и по природе своей не может быть совершенным?............................. Эссе 2. На сколько мы, современные люди, разумны? На 100% или может быть на 50%? Можем ли мы иметь в себе то душевное спокойствие, которое есть у тех, кто понимает смысл своей жизни? Эссе 3. Что такое чудо и существует ли оно? Возможны ли предсказания и гадания?....................................... Эссе 4. Общее понятие Йоги. Интегральная Йога Шри Ауробиндо.................................... Эссе 5.
Психическая эволюция человека (эволюция психического)............................... Компилятивная реальность(роман) Оглавление Глава 1. Город............................. Приложение Эссе 1. Я хочу рассказать о следующем после человека виде - о сверхчеловеке. Есть ли основания считать человека окончательным видом? Или он не совершенен и по природе своей не может быть совершенным?............................. Эссе 2. На сколько мы, современные люди, разумны? На 100% или может быть на 50%? Можем ли мы иметь в себе то душевное спокойствие, которое есть у тех, кто понимает смысл своей жизни? Эссе 3. Что такое чудо и существует ли оно? Возможны ли предсказания и гадания?....................................... Эссе 4. Общее понятие Йоги. Интегральная Йога Шри Ауробиндо.................................... Эссе 5. Психическая эволюция человека (эволюция психического)............................... |