. |
Глава 27 Рефлексия К вечеру зашел знша, обратился по фамилии. - Возьми чистую тетрадь, и сейчас
пойдем в клуб. - Зачем? - Я покажу, что нужно писать. -
Он не надолго отлучился, оставив нас собираться. Ну, что, идем Олег? Вот это сюрприз! С какой стати
прибегает Карпенко и уводит, Бог знает насколько, от почти сделанных
дел! Надо бросить освещенную
желто-белым светом строевку и идти.
И вот, ощущая свою нужность, штабу и командирам
мы, (Олег и Я) идем в шинели, по сырому плацу, через темень в клуб,
полыхающий всеми огнями. Карпенко вооружился приказом начьштаба. Мы
проходим в открытую дверь, в холл, где слева на столах и на полу представлены
образцы современной военной оптики и техники. Многометровые плакаты
со всех сторон изменили привычный интерьер. По ним бегали строго-черные
буквы, ленты топографических рисунков. Среди остатков разошедшегося
офицерского собрания возник начштаба. Он ввел нас в зрительный зал,
словно обоями обвешанный чудовищными ватмановскими листами. На сцене,
над установленной трибуной и столами они свешивались как декорации большой
оперы. - Вот этот, вот этот, вот этот, - их было
много. Меж тем знша привел в помощь нашего коллегу из штаба третьего
батальона, - Сергея. И общее количество было разделено на две части,
вплоть до не делимого седьмого. Олег, оставшись один, снял шинель, ремень,
и уселся в кресло к ближайшему парусу заполнять первый лист широкоформатной,
общей карпенковской тетради. Он писал, положив ногу на ногу, используя
их как подпорку, и разговаривал сам с собой. - Вон спина нашего коллеги, Сергея, на том
конце ряда. Видишь, как старается? Чего это ты, Олег, выводишь буквы чертежным шрифтом, к
концу рука отвалится. - Так красивее. Если я начну писать колючей
проволокой быстрого почерка, будет хуже и читателю и мне. Время девять,
за три часа успею?
- Нет. - Я тоже так думаю, Меня сейчас захлестывает
сознание своей важности. Помнишь, знша именем начальника штаба разрешил
нам не ходить завтра на работу? Очень приятно слышать, что о тебе думают, тебя ценят, в
круг тебя все, или кое-что вертится. Однако здесь довольно холодно,
зря я снял шинель, - он оделся. - Ух, дурацкие схемы! Я совсем не художник. Знаешь Фато, я давно хотел спросить
тебя, окажи деликатную услугу, расскажи о чем, или что они говорят обо
мне у себя в чертежке? - Недавно Валера случайно проговорился, и
пожалел о собственной неосторожности. В сущности, он пожалел тебя, потому
и передал милютинские слова к Жоржу. Можно даже без труда вообразить,
как это было. Оставшись случайно наедине, Милютин доверительно так спросил: "Женя, может нам Поливанова в войска отправить? Постоянно грязный, не побритый, не почищенный, не мытый,
не подшитый, захлебал ошибаться." Жорж отклонил предложение. Там, у них на верху, в чертежной чайхане,
на внутренней стороне двери шифоньера висит небольшая сашина работа,
ты ее еще не видел. Жесткая, контрастная, почти плакатная манера. Лицо
Элвиса Пресли освещенное с двух сторон: правая зеленым, левая - красным (у зрителей наоборот).
Тени черные, как грим, фон фиолетовый с бордовым. В углу надпись:
"Жми на акселератор до упора,
но не забывай где педаль тормоза", чуть ниже капителью: "Tare owr congratulations!" И еще ниже:
Dmitrij,
Valera,
Evganij, Alexandr, Elvis. На этом акварельном ватмане лица с квадратной прической,
и воротом расстегнутой кожаной куртки под подбородком, нет ни каких
следов твоего, Олег присутствия. Ты не играешь в их жизни, ни какой
роли, хотя я знаю, они в твоей - играют громадную. Ты для них досадное
недоразумение, которое надо учитывать лишь в той мере, в какой можно
использовать. Не клеятся у тебя отношения с людьми, не клеятся, что
ж поделать... - Меня больше интересует причина. Почему
обычно мои действия часто перерастают в поднятие себя за волосы, почему
безобразным становится все, к чему я прикасаюсь, и даже воспоминания? Фато, скажи мне, наконец, честно, без выкрутас, ведь я
же не дурак, ведь я не тупорылая скотина!? Так почему же я изгой, почему я должен на равных с остальными
строить свою жизнь? Да, не почищенный, не помытый, ошибающийся, но посмотри,
ведь я совершенно отличаюсь от многих, даже запоминающих с лету, подтянутых,
опрятных и решительных. Ведь есть во мне что-то очень ценное, чего нет
ни в каком другом, и оно ценно для всех; ведь я талантлив каким-то не постижимым талантом, который
увидеть почему-то очень трудно. А мне достаются шишки, насмешки и оскорбления.
Или это иллюзия?
В чем причина, я ни чего не понимаю. Он на долго замолчал, погрузившись в переписывание,
перемещаясь от плаката к плакату по мере заполнения страниц. Сон, усталость
цепенили тело. - Что ты думаешь о Боге?
- спросил он через некоторое время. - В каком плане? В формуле есть-нет? - Ну, хотя бы так. Мода теперь пошла, рассуждать
на богословские темы, да порицать общество за безверие, за атеизм. Что
ты думаешь о пресловутых библейских пощечинах? - Я тебе расскажу одну драматическую историю,
случившуюся пять тысяч лет назад, в Индии. В семье одного крупного царского рода, -
а территория современной Индии была тогда разбита на несколько царств,
- шла борьба за власть. И вот до престола дорвался один негодяй, косвенно
имевший к нему отношение Камса; всех
остальных своих родичей он тем, или иным образом устранил. Был он человеком
страстей, опиравшимся в своей политической власти на силу черных магов,
- демонических людей, и по тому год от года морально и умственно опускавшимся.
Кроме всяких мерзостей, творимых им по отношению к своему народу, он,
- как это логически следует, - терроризировал и своих родственников.
Пророки, и близкие ему астрологи, - люди уважаемые и умные, - выполняя
его заказ, или может быть, следуя обязательствам своей профессии, напророчили
ему угрозу короне и жизни. Они вычислили, что падение и смерть Камса
примет от своего, еще не родившегося племенника, - сына его сестры Деваки.
Камса, дитя эпохи, очень серьезно отнесся к предвестию, и решил сразиться
с судьбой. Убивать сестричку, рука не поднялась, и начал он с сотворения
препятствий свадьбе ее с возлюбленным Васудевой, тем ни менее состоявшейся.
Уломали его и на совместное проживание молодоженов с условием аккуратного
умерщвления новорожденных. Шесть раз изувер совершал преступление, пока
на свет не появился пресловутый седьмой сын, - тот самый, нареченный.
Назвали его Кришной. И как-то так случилось, некоторые говорят, что
за него заступились боги, - злодей дал промашку. По одним сведениям
беременная Деваки бежала в лес, к отшельникам и мудрецам ришам, по другим
сына ее забрал к тем же ришам некто третий, но как бы там ни было, а
Кришна получил карт-бланш на несколько десятилетий, за которые набирался
ума и мудрости у святых людей, самых высоко стоящих в индийской духовной
иерархии. Еще одна легенда, - входящая в противоречие
со всеми остальными, - повествует о бегстве матери с сыном в одну из
многочисленных деревень государства, и совместном их проживании там
инкогнито. Эта легенда гласит о том, что маленький Кришна владел всеми
мудростями уже с рождения, что, ползая по ковру родительского дома как-то
раз, он предстал им в четырех рукой форме Верховного Божества индийской
традиции Вишну. Он объяснил им, что является главным Богом, что они
не должны волноваться ни за него не за себя, и что у него есть свои
планы, которые он с течением времени осуществит. Потом он превратился
в обычного карапуза, и рос как все мальчики, демонстрируя (Вот словечко
то!
Разчудовищевание) время от времени эдакое,
за все рамки выходящее. Пока один Кришна воспитывался в чащобах ришами,
второй, играя с сельской молодежью, и, посвящая себя прямому ее занятию,
- пастушеству коровьих стад, время от времени разрушал неустанные происки
слуг зла царя Камсы. Младенцем, он выпил жизненную силу из отравленных
грудей ведьмы, в подростковом возрасте разорвал пасть чудовищной змее,
крушил стада нападавших диких вепрей и многое другое. Став по старше,
когда силы зла взялись за него всерьез, устроив потоп от небывалого
ливня, поднял высокий холм, в несколько километров диаметром, закрыл
им как зонтиком деревню и всех спас. Холм, и местечко, где раскинулась
деревня, назывались Вриндавана. Этот Кришна, достигнув половой зрелости,
не чурался женского общества, понимая его прелесть, и даже однажды стащил
у молодых купальщиц одежды, наблюдая из укрытия за их смешными трудностями.
Следует сказать, все жители в той деревне относились к друг другу очень
уважительно, и шутки имели невинный характер. Мальчик превратился в юношу, юноша в молодого
человека; из
лесов вышел первый, соединился со вторым, и настал час расплаты Камсы.
Он был изгнан. Под ликующие крики толпы Кришна взошел на престол. Тут
конец одной истории, и начало другой. У Кришны появился друг, - Арджуна, необыкновенно
благородный и смелый воин, - тоже наследный принц, изгнанный другим
злодеем. После своего блицкрига, новоявленный властитель решил помочь
восстановить справедливость товарищу. Так началось легендарное противостояние
двух армий на поле Курукшетра, так была поведана Божественная Песнь,
- Бхагават Гита, главный документ всего индуизма, сосредоточение основной
мысли. В нем Кришна рассказывает о мироустройстве, законах вселенной,
он даже дает падшему духом Арджуне, смущенному необходимостью больших
жертв, военными действиями против родственников и друзей заглянуть в
недалекое будущее и убедиться в том, что все те, кому предназначено
погибнуть уже "умерли", уже получили ужасные раны. Победа была одержана, зло наказано,
право восстановлено, а время подошло к третьей, последней истории. Время
подошло к трагической смерти Бога, избравшего ее добровольно. Удалившись
от дел в пустыню, он дождался прихода молодчиков Камсы, и погиб от двух
стрел. (Есть так же версия об отравленной стреле и единственном незащищенном
месте на его теле, - пятке.) Судьба Арджуны тоже имела печальное заключение,
он пал как Великий Йог, и правитель. Кришна был единственным Богом, среди великих
религий, кто имел нежную, любящую жену и не боялся придаваться с ней
плотским утехам. - Красивая история. Я так ей увлекся, что
стал делать ошибку за ошибкой, и вынужден прервать работу. Вообще, в
этих мифах есть очень большая сила, если их правильно рассказывать,
без поповских штучек. А вот скажи, что такое Брахман? Я вычитал это в "трилогии желаний" американского писателя Драйзера, где описывается звездный
путь американского миллионера Френсиса Каупервуда. После его смерти
состояние, растащенное многочисленными родственниками и кредиторами,
растаяло прошлогодним снегом под лучами весеннего солнца, и молодая
вдова, отправившаяся в Индию, нашла покой в медитациях. В последней
главе много говорилось о Брахмане, но я так и не понял что это. - Это все! - Что
все? Вот
кресло Брахман? - Да. - А небо? - Тоже. - А я? - И
ты. Но ты еще и Атман. - А это что еще такое? - Это
твое высшее Я. Это я, Олежек. Люди, события, мысли, - все это Брахман,
Великое Единое, само себя порождающее. Это великий покой и Знание, достигаемое
по средствам медитации. - А Бог?
- Он
и есть Бог, он - все. О подробностях поговорим в следующий раз. - Так ты считаешь, что Бог существует? - Я считаю, что есть нечто Единое, как природа,
частями которой мы все являемся, которое сознательно, и согласно некоторой
определенной логике движет событиями. - Космический разум? - Примерно, только когда так говорят, полагают,
что он где-то там, у центра галактики, а не в соседе, не в пробегающей
собаке, долетевшей уличной фразе. - Скучновато становится... А грех? Каково определение греха? За последний месяц произошло еще одно событие,
Саша взял себе замену на дембель. Высокого, упитанного, вежливого, кудрявого
парня, художника из РМО, Сергея Леванского. Сережа - явление Христа
народу. Судьба подхихикивает над нами, собирая в одном месте столько
порядочных людей. Москвич, сын отца, - члена союза писателей и матери
- поэтессы, студент художественной академии, он прошел все тяготы службы
в роте состоящей полностью из чурок. Первые месяцы он почти не спал,
рисовал дембельские альбомы, стены в столовой за хавчик, которым нужно
было их кормить по традиции. Его земляк сошел с ума к вечеру того дня,
когда отказался убрать посуду за старослужащими. Художника переводили
из "духов" в "секачи" и "черпаки" по всем правилам. Он с энтузиазмом в этом участвовал, при
этом, не прося и не принимая услуг от более молодого призыва. Все ублюдки,
куражившиеся над ним, полюбили его как Христа возлюбили палачи постскриптум.
Его уважали полулюди-полуобезъяны словно брата. Он не матерился, и ни
кому, ни когда не сказал грубого слова. Одно время Сережа пользовался
покровительством старшины роты, рисовал ему альбом, выслушивал откровения,
рассматривал гордо выставляемую "шишку", всю изрезанную, с бахромой усов и гирляндой шариков. По
увольнении заступника снова погрузился в водоворот страстей, терпеливо
из него выплыл. Художественные способности в армии подобны американским
долларам в двадцатом веке, в свободном мире. Сережа перенимал от своего
окружения только хорошее:
при встрече обнимался с каждым, напоминая Леонида Ильича в достопамятные
годы, соблюдал традиции ушивания-подшивания. Но так же выполнял христианский
завет: если человек просит пройти с ним милю, пройди две. По началу,
Полунину все нравилось в молодом, он восхищался и поведением и талантом.
Но, как это всегда с ним случается, пришло разочарование. Я в праве
заключить, что если четверка, и в частности Полунин, не ужились с таким
человеком, то они не смогут ужиться ни с кем. Его непременно изгнали
бы из чертежки, не препятствуй этому неуклонно надвигающийся дембель.
Радостно принимаемый человеческими отбросами, Сережа регулярно подвергался
нападкам людей цивилизованных, а именно Саши и Димы. Я наблюдал отвратительную
сцену Димы, перед самым увольнением. Он не мог смириться с тем, что
Сашу и Женю уволили на десять дней раньше его, и просто бесился. Мы
с Валерой в смятении смотрели на демонстративно мусорящего, плюющегося
в бюро нового хозяина секретчика, изрыгающего попутно проклятия. Так вот, возвращаясь к понятию греха, пример
Леванского - безгрешное поведение самой высокой пробы. Оно выше валериной
безгрешности, и даже Жоржевой. Возьмем другой пример: есть в штабе вольнонаемная молодая женщина, Оксана Пожарская.
Двадцатипятилетняя приятная брюнеточка, дочь начальника артиллерии штаба
дивизии. Еще в школе она не убереглась, и теперь нянчила сына. Ни мужа,
ни надежды на него Оксана видимо не имела и принимала ухаживания штабных
срочников. Одевалась привлекательно, угощала друзей сладостями. Далекие
от штабной жизни сержанты рот поговаривали:
"она их подкармливает, а они
ей за это в чулки дают". В приватном разговоре, однажды, Юрий Иванович назвал ее
лядью, Оксана узнала, влетела вихрем в строевую, закрылась с ним в комнате,
угрожала папой. Можно ли ее осуждать, а заодно Михрютку, сержантов и
того гада, который смотался, оставив ее в интересном положении? Да все состоит из греха. Хотя вот Леванский вроде не входит
в общее число. Олегу, раз в неделю-две, нужно делать хорошую
уборку помещения. Пол первой комнаты требует больших физических затрат,
приходиться договариваться с сержантом - дежурным по штабу, и тот выделяет
курсанта. Грех применять чужой труд? Но нет возможности применять свой. За всю службу Олег совершил
только одну кражу, в пустой роте, он украл из тумбочки футляр для зубной
щетки. Щетку носить в голом виде нельзя, оставлять в роте тоже, в магазине
не купить. Грех? Грех. Сережа бы не украл. Жена Толстого писала о Льве Николаевиче,
что к старости, он стал гипертрофированно кающемся, чувствовал личную
вину за каждого нищего, каждый погост. Довелось быть графом с мировой
славой мыслителя, почему бы ни побыть в роли самоуничижения? Однако, опять же, Сережа не граф, но моральные нормы порядочного
человека не нарушал. Время: три часа ночи. Олег дописал четвертый плакат, что составляет
половину от урока. Руки дрожат от холода и усталости, тело плохо слушается,
сознание в легком тумане. Кляня отцов-командиров, набравшись храбрости,
он идет в шестую роту, к доброму, особенно расположенному к нему старшине-казаху,
очень крупному, с толстыми пальцами. С помощью дневального он, не смело
будит его. Старшина поднимает бритого новобранца - писаря на подхвате,
дает ему увесистую затрещину, чтобы слушался нового начальника. Бритоголовый
напоминает крестьянского сына, послушного, грубоватого, сонного, находящегося
под впечатлением последних месяцев круто изменившейся жизни. В клубе
он начинает дописывать корявым почерком оставшиеся плакаты. А Олег просто
сидит в ожидании. Сие есть ужасный грех, просто позор. Что
может меня извинить?
Только попытка искупления, нужно попытаться переломить ситуацию в целом,
не бороться с каждым грехом в отдельности и по мере возможности, а вырвать
само основание, почву для его произрастания. Путь один - самопознание. Рефлексия, - размышление, самонаблюдение.
Форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление
своих собственных действий и их законов. (Энциклопедический словарь) |
Компилятивная реальность(роман) Оглавление Глава 1. Город............................. Приложение Эссе 1. Я хочу рассказать о следующем после человека виде - о сверхчеловеке. Есть ли основания считать человека окончательным видом? Или он не совершенен и по природе своей не может быть совершенным?............................. Эссе 2. На сколько мы, современные люди, разумны? На 100% или может быть на 50%? Можем ли мы иметь в себе то душевное спокойствие, которое есть у тех, кто понимает смысл своей жизни? Эссе 3. Что такое чудо и существует ли оно? Возможны ли предсказания и гадания?....................................... Эссе 4. Общее понятие Йоги. Интегральная Йога Шри Ауробиндо.................................... Эссе 5.
Психическая эволюция человека (эволюция психического)............................... Компилятивная реальность(роман) Оглавление Глава 1. Город............................. Приложение Эссе 1. Я хочу рассказать о следующем после человека виде - о сверхчеловеке. Есть ли основания считать человека окончательным видом? Или он не совершенен и по природе своей не может быть совершенным?............................. Эссе 2. На сколько мы, современные люди, разумны? На 100% или может быть на 50%? Можем ли мы иметь в себе то душевное спокойствие, которое есть у тех, кто понимает смысл своей жизни? Эссе 3. Что такое чудо и существует ли оно? Возможны ли предсказания и гадания?....................................... Эссе 4. Общее понятие Йоги. Интегральная Йога Шри Ауробиндо.................................... Эссе 5. Психическая эволюция человека (эволюция психического)............................... |