. |
Эссе 4 Общее понятие Йоги. Интегральная Йога Шри Ауробиндо. 1. Что подразумевает термин Йога? При приближении
к объекту, мы замечаем изменения в его очертаниях. Издалека он может
казаться совсем не тем, чем выглядит вблизи. Поэтому, в раскрытии
темы, воспользуемся методом пошаговой детализации, от общего понятия
к специальному. В широком смысле Йога, это гармоничная, совершенная
жизнь. Сразу возникает другой вопрос: “Зачем нам для обозначения совершенной
жизни употреблять восточное, малопонятное слово? Разве у нас, европейцев,
нет своих слов? Совершенная жизнь складывается из совершенных: физического
тела, ума, морально– психических качеств.
Как называется у европейцев человек, поставивший себе целью жизни
совершенство? Ни как. У нас, у европейцев нет такого понятия, и такого
термина. Мы принимаем человека таким, каков он есть в настоящий момент.
Совершенство мы относим к человечеству в целом, считая, что оно искусственно
недостижимо, а является делом неопределенного будущего, многих поколений
естественного развития. Мы целенаправленно совершенствуем некоторые
стороны человеческой природы; например, политическую или моральную,
но никогда не рассматриваем человека в целом, считая задачу слишком
громадной. У нас принято по умолчанию, что человеку достаточно иметь
успех, в какой–то одной области: в музыке, спорте или науке и это
будет его совершенством. Совершенство во всех областях невозможно.
Наконец, европейцы не рассматривают высшую живую
форму иначе, как известный тип хомосапиенс.
Для нас идеалом является древнегреческий человек, доведенный до абсолюта
в своих способностях. Любую попытку новых форм, мы расцениваем, как
патологию. Законсервировавшись, мы пытаемся в этом
ограниченном пространстве навести порядок. Наш мистицизм так
же не выходит за человеческие рамки. И рай у нас
точная копия Земли, лишенная негативной стороны и Бог наш антропоморфен. В ментальной сфере европейцам
нет равных; и наука, и философия у нас эталоны для всего мира.
Но успеха такого мы достигли собственной изоляцией. На Востоке, где с древних времен, процветала
вера в перерождение, и отдельная жизнь не имела “европейской” цены,
естественным образом родилась глубинная дисциплина. Поскольку жизни
бесконечны, то бесконечны и условия для совершенствования. Все, что
может человек унести с собой в следующую жизнь, это он сам, его успехи
в концентрации, и само регуляции. Этим он и должен ограничиться, отбросив
все связывающее его с местом, и временем. Достижения Востока в своей
сфере тоже впечатляют. Человека, - способного остановить
биение сердца и дыхание, - на несколько недель, зарывают в землю,
помещая тем самым в практически безвоздушную среду. А когда
спустя несколько десятков дней разрывают, он оживает словно
муха под весенними лучами. Дисциплину называют Йогой, а практикующих
ее Йогинами или Йогами. Поэтому, когда мы
говорим о совершенствовании, выходящем за пределы умственной сферы
(ведь биение сердца не подчиняется уму) у нас нет другого термина. Человек существо многоплановое. В первом приближении
он состоит из ментального, витального, физического
планов, а также зачатков сверхразума. Он
может быть умен, слаб и болезнен, может быть крепок, активен и примитивен;
или и умен, и крепок, и активен и т. д. Йога ставит себе задачу развития,
какого-либо из перечисленных планов или их комбинаций. Йогин
в отличие от европейцев преобразует себя, а не кого-то. Причем в преобразовании
он идет беспредельно дальше того, что говорит ему разум, потому что
он изначально руководствуется принципами о безнадежной ограниченности
его. То есть, в поисках совершенства, он, отталкиваясь от какого-то
изначального представления, начинает его достигать, но при этом меняется
сам, меняется представления. И он, начинает двигаться к уже обновленному
представлению и т. д. Для европейца это могло бы показаться безумием,
если бы не демонстрируемые этими людьми феноменальные результаты. Соль Йоги, ее основная часть в успокоении
ментала, который ведет себя подобно
истеричной, суетливой мамаше, хлопочущей возле своего ребенка и не
дающей ему стать самостоятельным. Вторая, не менее важная часть состоит
в обуздании чувств, одурманивающих нас на начальном этапе. Это не
значит, что Йогин становится бесчувственным чурбаном. Просто он становится
хозяином своих чувств, а не наоборот. Многие, быть может, скажут,
что перечисленные цели, свойственны и европейцам, и это действительно
так, но разница в уровне проникновения власти. Европеец добился успехов
на поверхности, а в глубине по-прежнему клокочет магма первобытной
агрессивности. Существуют пять основных типов Йоги: Хатха-Йога, Бхакти-Йога, Раджа-Йога,
Джнана-Йога и Карма-Йога. Первая орудием
совершенства избирает тело. Именно представители этого направления
совершают основные чудеса: останавливают дыхание, спят на гвоздях,
становятся нечувствительными к ядам. Механизм Хатха-Йоги
базируется на регуляции дыхания и способности длительного сохранения
неподвижности в системе поз. Вторая Йога опирается на эмоциональное
начало; практикующий двигается вперед силой
любви к Богу. Мы знаем по примеру европейских святых, что эта сила
велика, она позволяла довольно легко сносить невероятные физические
мучения. Третья опирается на ум; он приучается повиноваться подобно
физическому органу: схватить полностью мысль и держать заданное время
или манипулировать ими, или опустошить ум, сохраняя полную неподвижность.
Европейцы блестяще освоили часть этой Йоги, касающуюся способности
строить мысль за мыслью, в строго заданном направлении. Например:
вот карандаш, он из дерева, дерево растет в лесу, из него делают карандаши.
И так по кругу много раз подряд, ни на что,
не отвлекаясь, кроме этого задания. Или взять опять “деревянность”,
и длить логическую цепочку через все предметы, с деревом связанные,
вытекающие один из другого. Джнана-Йога
приводится в действие познавательной способностью разума, интеллектом;
практикующий достигает результата, уподобляясь хитрому следователю,
ведущему допрос с ловушками. Карма-Йога это совершенствование посредством
старательного выполнения мирских обязанностей. К сожалению, совершенствование в понимании
Востока состоит в уходе от жизни. Все усилия прикладываются для выхода
из цепи перерождений, окончательного отправления в иной мир. В этом
они единодушны с европейцами. 2. Восточное мировоззрение. В области мысли,
как я уже говорил, на Востоке нет ничего, чего не было бы на Западе.
Но Восток нам интересен практическими результатами. Весь мир есть единая субстанция – Брахман.
Части лишь видимость. Высшая цель жизни человека - осознать этот факт.
Брахман, будучи единственной вещью, в мире, и не теряя этого качества,
является одновременно бесконечным множеством разных вещей. Эти множества
вещей, эволюционируя в неведении из состояния неорганической природы,
проходя все уровни природы живой достигают высшей, человеческой
формы. Если на этом этапе, человек постигает истину, то он замечает,
что он никогда не был чем-то отдельным, локализованным в индивидуальном
теле. Его тело – мир. Но, став миром, он все же сохраняет индивидуальность
на новом уровне. “Я” больше не противостоит миру, оно одновременно
и мир, и индивидуальность, и называется Атман. Сие не есть софистика. Вспомним европейскую
корпускулярно-волновую теорию. Ученые пришли опытным путем к выводу
о том, что если дробить материю, то с подходом к размеру атома водорода,
она становится одновременно и частицей, и волной. А, присмотревшись
повнимательнее обнаружили, что эта двойственная
природа свойственна любому размеру. И человек имеет длину волны и
Луна. В христианской традиции есть троица: Отец
– Сын – Святой дух. На Востоке своя троица: Существование – Сознание
– Блаженство. Или на санскрите: Сат – Чит – Ананда. Так выражается бытие.
Этими качествами обладает Брахман. Он же выполняет
роль Бога. Меня часто спрашивают: “Зачем забивать себе
голову труднопроизносимыми словами, когда, например, в христианстве
мы можем прочитать то же самое? И я согласен с тем, что христианство,
трактуемое некоторыми комментаторами, несет ту же смысловую нагрузку.
Но восточный вариант кажется мне более универсальным
так же, как буквенная запись формулы по сравнению с цифровой. Восток
видит в материи концентрированное сознание, и в этом ему нет равных.
Как говорится, нет зарубежных аналогов. Наши страдания он трактует
не, как мелочную месть со стороны двуличного, тщеславного Бога, который
оказался настолько глуп, что не предвидел возможность первородного
греха. А, как болезнь несовершенства, как синяки на ногах ребенка,
учащегося ходить. Для постижения высшей цели изобретены Йоги.
Обобщая, их можно выразить двумя словами: концентрация и медитация.
Концентрация приучает сознание к способности сохранять неизменную
форму, а медитация открывает сознание приходу нового
извне (или изнутри, что в данном случае одно и тоже). Результатом
усердных занятий становится пробуждение Силы сознания Кундалини,
в основании позвоночника, которая, поднимаясь
вверх открывает центры – чакры. Каждая чакра
соответствует определенному плану. Говоря коротко: три верхних соответствуют
ментальному плану, далее три следующих, в солнечном сплетении, на
уровне пупа, и полового центра – витальному,
и последняя в основании позвоночника – физическому.
Каждый индивид колонизировал свое небольшое количество из трех перечисленных
планов. Например, ментальные знания у всех разные и разного типа;
есть ментал точных наук, философских или
ментал искусства. Но нет, в настоящее время
универсального индивида, освоившего все разновидности ментала. Так вот восходящая сила открывает Йогина всеобщим: физическому, витальному, ментальному. После того, как все центры открыты,
Йогину уже больше нечего делать на этой
земле, и если он сам не хочет задержаться, то может позволить телу
умереть. Он уже никогда не родится вновь. Такова официальная позиция
восточного мистицизма. В их философской литературе немало примеров
людей, достигших совершенства, навсегда освободившихся от земных оков,
вышедших в Нирвану. Так ли это? Не нам судить. Может быть, они и вышли
из круга рождения, мы не знаем; но то, что мы точно знаем это их ментальное
несовершенство. Существует много легенд о таких мудрецах. Одна из
них даже приводилась в советском учебнике истории. Индийский святой
Рамакришна Бхакти
Йог (родился в 1836 г.), уже после одержанных духовных побед случайно
увидел, как возница бьет вола, и на глазах изумленных людей на его
спине отпечатались полосы от кнута, и он упал, обливаясь кровью. Он
объяснил столь странную реакцию: “Я стал Брахманом, и вол, которого
били, был я”. Правду ли он говорил? Нам известен факт некомпетентности
его в высшей математике, физике и т.д. Он говорил на это, что познавшему
Брахман нет надобности во всех этих штуках, что это суета сует, брожение
неуспокоенного ума. Опять же может быть он и прав. Однако мне кажется,
что если вы хотите проповедовать бедность, то вы должны сначала быть
богаты, отказаться от благ добровольно, и только затем призывать к
бедности. Если вы бедны от того, что не способны
разбогатеть и от отчаяния используете ситуацию, то вы неискренни. На самом деле, ни ментального, ни витального совершенствования у Йогинов,
придерживающихся восточной традиции, не происходит.
Они отбрасывают узы, связывающие их с миром, и берут только самое
необходимое для того, чтобы растворить свою личность. Живут ли они
без страданий и боли в невидимом мире? Я не верю ни во что, что не
могу сам проверить. Если их нет среди живущих, то, возможно, их нет нигде. Только земля, только
полная реальность, является для меня абсолютом. Тем не менее, Восток сделал потрясающее прозрение.
Что стоит, например, концепция кармы, аналог судьбы, но выраженный
более строго. Ни один поступок, решение, мысль живущего
не исчезает. С новым рождением к человеку они возвращаются, как субъект
воздействует на мир, так и мир воздействует на
субъекта. Если вы хотите изменить себя, вы должны изменить и мир.
Меняя же мир, вы меняете и себя. Таким образом, линейка, измеряющая
предмет, меняется в зависимости от его длины, а предмет меняется от
измерения линейкой. В остальном все части
света одинаково придаются ритуализму, религиозным
фантазиям и мракобесию. Но Восток очень демократичен в этом смысле.
Там никогда не жгли людей за то, что они используют не те движения
и не те доктрины, что большинство. У каждого свой путь и свои методы.
Что важно так это само постижение, а внешняя сторона не имеет значения.
Вы можете быть буддистом, а я вишнуитом,
но если вы постигли истину, я пойду за вами. Глупо выискивать логические
противоречия там, где логика бессильна. Истина не от ума, хотя она
и может выражаться ментально. Когда вы предельно открыты и честны,
она придет и тогда не нужно будет никому ничего доказывать. Останется
лишь улыбка, говорящая за все. 3. Сущность проблемы жизни. Давайте теперь
ненадолго отвлечемся от “чужой мудрости” и вернемся в сегодняшний
день, в настоящую минуту. У нас ведь много проблем. У всех дети, приусадебные
участки, хроническая нехватка денег. Нужно сделать ремонт, законсервировать
на зиму, повозиться в гараже, помочь с уроками. Не инфантильно ли
рассуждать о Йоге в таких условиях. Разве это не до смешного
глупо? Много говорят теперь по телевизору о том,
что, если у вас ничего не болит, значит, вы умерли. Я это очень понимаю.
Поразительно, но в этом аду
живем мы все. И дедушки наши жили, и Адам с Евой. Наука с техникой,
психология с искусством лишь усложняют проблему. Крик души, отчаяния
перед бессилием человека вырвался у Высоцкого в великолепных строчках. Лучше я загуляю, запью,
заторчу. Все, что ночью кропаю,
в чаду растопчу. Лучше голову песне своей
откручу, Но не буду скользить я,
как пыль по лучу! Я не хочу скользить, как пыль по лучу. Йога
для меня не пустое мудрствование, не хобби. Она предельно конкретная
вещь. Проблема в том, что мы все, от первого до последнего человека,
не хозяева своих жизней. Мы приспосабливаемся настолько, что от нашей
воли ничего не остается. Кто-то сказал: “Тяжелее всего объяснить самые
простые вещи”. Действительно трудно. Проблема в том, что мы не можем
себя развивать универсально, когда всякое изменение в одной части
нас, меняет все остальные части. С помощью тусклого света нашего ума,
мы развиваем то одну ячейку, то другую; то ментал, то витал, вместо того, чтобы взяться за жизнь в целом. Есть обычный жизненный опыт, центрирующийся
вокруг нас, как придется, а нужно, чтобы он центрировался закономерно.
Для этого незачем садиться в позу “лотоса”, или нагружаться какими-либо
упражнениями. Достаточно просто поставить себе соответствующую цель.
Жизнь сама, своей энергией расставит все по своим местам. Когда люди
на мгновение понимают, как пуста, в сущности, жизнь, они бросаются
в другую крайность. В России такой неофит мог пройти на коленях путь
от Москвы до Киева; в Индии измерить своим телом такое же расстояние
или зашить себе рот нитками, для выполнения обета молчания. Секрет
в другом, в том,
чтобы в нашей обычной жизни, самыми привычными, повседневными действиями
навести порядок и неуклонно его поддерживать. Нечего изобретать, кроме
того, что уже давно изобретено. Отстоять всенощную не чуть не лучше,
чем устроить вечеринку. Мы слишком экстериоризованы,
обращены вовне, тогда, когда проблема внутри. Точно так же, как наше
государство. Россию всегда интересовала больше всего внешняя политика,
и многополюсный мир; экономика, конечно, тоже интересовала, но в последнюю
очередь. Мы – гребенщиковский “поезд”. Этот поезд в огне, и нам не на что больше
жать. Этот поезд в огне, и нам не куда
больше бежать. Эта земля была нашей, пока мы не
увязли в войне. Она умрет, если будет ниьей; Пора вернуть эту землю себе. Мы, - наше “Я”, – не паханая земля. Ее нужно
возделать. А то, что в поисках совершенства мы избираем обычную жизнь,
находим для него силу в повседневности, не значит, что не нужна дисциплина.
При полной свободе перемещения все же нужны правила дорожного движения.
Вот мы и говорим о чакрах, кундалини,
медитациях и концентрии. 4. Первым, кто обратил силу Йоги, для совершенства
жизни, а не для ухода из нее, был Шри Ауробиндо (приставка Шри на санскрите
означает нечто вроде – великий святой). Земля тут, действительно,
была не паханая во всех смыслах. С одной стороны ее можно сравнить
с географической местностью, которая уже существует со всеми своими
речками, горами и долинами, когда на карте она, белое пятно, под которым
может скрываться, что угодно. С другой стороны наша “земля” похожа
на еще не вылепленную гением скульптуру, и какой она получится, зависит
только от самого автора. Наше сознание – мы и лепим. Для этого у нас
должен быть некий план, согласно, которому мы будем укладывать сознание.
Нужно преобразовать инертное, грубое, смертное тело, в мгновенно действующий
сгусток энергии. Концентрировать его в центрах–чакрах,
в инженерном смысле превосходное решение. Изобрел ли Ауробиндо
нисходящую силу или открыл ее? Я думаю, он сделал и то, и другое.
Важно то, что она реально существует, и это может проверить каждый. Технология предельно проста, она хорошо описана
в трудах Ауробиндо. Принявший решение посвятить
себя эволюции, мутации, преобразованию должен произвести тотальную
самоотдачу этому процессу. Все наши представления о мире и Боге, на
нынешний момент, являются ментальными и ложными, но даже, несмотря
на это мы должны, на первом этапе, опираться на них. До тех пор, пока
в дело не вступит вызываемая ими (самоотдачей и ментальным прояснением)
сила, которая начнет преобразовывать всю нашу внутреннюю природу,
очищать, корректировать ментальные представления, которые в свою очередь,
будут вносить порядок в витальную сферу.
Сила это сила сознания Шакти. Физически
она ощущается, как поток текучего вещества, входящий в нас через макушку
и воздействующий на центры сознания. Сила омывает, очищает, строит
по кирпичику все наше существо заново, согласно своему плану. Наша
задача состоит только в постоянном внимании к ней, к ее свободному
проходу. Впервые она появляется у Садхака (начинающего практику Йоги) после определенных усилий,
когда ментал уже в начальной степени успокоен
и имеется глубокая внутренняя потребность, призыв иного, еще ни разу
не бывавшего в нас. Призыв подобный незаживающей ране. Сначала садхак
испытывает, будто бы головную боль и пытается от нее избавиться. Но,
продолжая опыт, он “пробивает перепонку” в макушке и поток устремляется
вниз. Однажды, поняв механизм действия, он учится не терять связь
с ним, постоянно ее поддерживать. Иногда сила ослабевает до едва ощутимого
течения, но бывает и наоборот; мощь вдруг возрастает десятикратно.
(Из своего опыта могу сказать, что наибольшее давление, я испытываю
во время особо сильного, психического воздействия на меня со стороны
окружения.) На самом деле, ощущение давления это отрицательный результат.
Он говорит о нашей закрытости к восприятию Силы. Должен быть поток
и не быть давления. Кроме выше перечисленного, у Шакти
есть еще одно, очень важное достоинство. В следующей жизни (а нужно
быть готовым, для достижения успеха, ко многим жизням) нам легко удастся,
по этим, совершенно определенным признакам вновь взяться за оборванную
нить, и продолжить работу. Нисходящая сила, по сравнению
с восходящей, - которая в Интегральной Йоге тоже существует, - имеет
ряд преимуществ. Сначала открываются ментальные
чакры, дающие большую ментальную власть,
и только потом витальные, дающие нам жизненную
силу. Таким образом, возрастающая рассудочность обуздывает возрастающую
активность. Одновременно с этим происходит и зеркальный процесс: Кундалини
открывает чакры снизу вверх. Для обозначения
такого слияния Сил, встречного движения, и существует очень древний
символ, заново открытый в смысловом значении Ауробиндо.
Это два пересекающихся треугольника, образующих известную шестиугольную
Звезду Давида. Знак, как две встречающиеся стрелки, символизирует
встречу в одном двух извечных стремлений человечества: вознестись
вверх бесплотным духом, в недосягаемые райские кущи, чтобы испить
всю радость существования, и победить на
Земле, построить на ней Рай. Эту потрясающую, грандиозную
задачу ставили перед собой древние люди – Риши
Вед 10 тысяч лет назад, и некоторые их последователи. Они не дошли,
не достигли. Что же, давайте, посмотрим, не изменилось ли что-то с
тех пор, не стала ли цель ближе. Интегральная Йога получила свое название от
всеобъемлимости. Она не ограничивает себя
определенной сферой или определенным
орудием, а объявляет, что все, что есть в человеке, является
ее объектом. Более чем кто бы то ни было, она вправе провозгласить
знаменитый лозунг: “Цель - ничто, движение – все”. Сознание вносится
в материю. С одной стороны оно уже содержится
в скрытом виде в материи, и его нужно просто пробудить, с другой,
его необходимо низводить из “высших планов”. Так же Йога различает
мужское и женское начало. Мир поделен этим принципом. Слияние начал
осуществляет всякое творение. Мужское имеет санскритский эквивалент - Пуруша,
и по значению близок к понятию Атман, но отличается от него.
Женское обозначается термином Пракрити,
и означает универсальное понятие природы. Предполагается, что природа,
то есть Пракрити, заполняя собой все, предлагает на выбор Пуруше множество решений, и тот должен либо принять, либо
отклонить. Дать санкцию. Пурушу и Пракрити
не следует понимать буквально, как половые понятия. Они скорее представляют
двухполюсный мир, равно присущий, как мужчинам, так и женщинам. В
этом смысле оба пола представляются абсолютно одинаковыми. И женщина
– Йогин, осознавшая своего Пурушу
то же самое, что мужчина – Йог, осознавший своего. Конкретно половое
понятие имеет в йоге иной смысл. Если имеет место союз между мужчиной
и женщиной йогами, то это не обычный витальный брак. Такой союз является духовным, и принципиально
отличается от “мирского”, но он бывает крайне редко. Мужчина в нем
выступает уже, как ее Пуруша, а женщина,
как его Шакти. В этом случае нисходящая Сила и Пуруша,
имеют физическое воплощение. В традиционных Йогах, направленных на
уход и мира, природа (Пракрити) не преобразуется,
а отбрасывается. Поэтому в них, категорически запрещены всякие сексуальные
отношения. Исключение составляет Тантра, использовавшая рычагом познания
сексуальную энергию. Часть теории отражена в знаменитой Камасутре
(кама – наслаждение, сутра – нить, высказывание,
свод высказываний). Но полный смысл, был утерян много сотен
веков назад. В том виде, в каком Тантра существовала до Ауробиндо,
она представляла чудовищное извращение, потворство пороку. Ауробиндо
удалось восстановить нить. Практикующий Йогу
начинает с ментального успокоения. Он должен приучить себя принимать
противоположности, как единое. Если он много читает и размышляет,
он должен уметь, с равным вниманием, и спокойствием изучать противоположные
взгляды. Атеизм и теизм, например. Нужно понять всю истинность обоих
точек зрения, и их неполноту. При чем это не так называемый, плюрализм
мнений. Крайности следует принимать, как их принимают те, кто ничего,
кроме них (крайнего взгляда) не видит, и
всегда помнить о маловажности наших мыслей и мнений. Для вступившего на
Великий Столбовой Путь, нет больше мелочей. Все приобретает громадную
важность, все одинаково полезно, и легкий поворот головы, и начало
войны. Постоянный просмотр, инвентаризация внутреннего мира становится
нормой. Но это не пресловутый психоанализ, не самокопание,
с помощью которого хотят сделать некий вывод. Логика больше не занимает
лидирующего места, с ней перестают считаться. Даже сон становится
работой. Будучи состоянием ни с чем не сравнимым в бодрствующей жизни,
сон оказывается целым кладезем полезной информации о нас и нашем будущем.
Мы пытаемся внести в него порядок, и сознание, присущее нам в бодрствовании.
Оттого, что в нормальном нашем состоянии мы не впускаем в себя влияние,
приносимое сном, мы вынуждены делить свое время на две различные части.
Проблема трудна, а попытки ее решения, предлагаемые некоторыми, особо
ретивыми подвижниками, сведением сна к предельному минимуму, совершенно
ложны. Придет время и сложность разрешиться сама собой. Нет надобности,
пришпоривать себя. Нисхождение Шакти
не следует понимать грубо физически. Будто бы это энергия, способная
быть зафиксированной детектором. Этакий поток
гамма–квантов. Она преобразует тело не посредством непостижимого,
мистического процесса, а выстраивая ежедневные случайности в закономерность.
То, что день грядущий нам готовит, зависит от внутреннего нашего состояния.
Сила учит универсальности, подбирает такие ситуации, к которым мы
не готовы, язвит через дырку в броне, чтобы отлить нас в совершенстве.
Часто бывает необходимо преодолеть какую-то трудность во внешней жизни,
чтобы достичь успеха во внутренней (термины внешнее
и внутреннее используются не в пространственном смысле). Стандартным
является случай прихода самого грязного и отвратительного в момент
нашего наивысшего духовного взлета. Сколько раз приходилось замечать,
что несчастья, хамство или подлость, вносимые
в жизнь агрессивными людьми, поразительно связано с очередным духовным
продвижением. Словно природа мстит за раскрытие ее тайн. Складывается
представление о нисхождении и восхождении сознания. Каждому взлету
соответствует равное падение, падению – равное восхождение. Здесь,
вероятно, и берут свое начало манихейская
доктрина двойственности Бог – дьявол, и мифы о проделках чертей. Мудрый
принцип равновесия позволяет подняться над материей в той мере, в
какой мы спускаемся в нее. Благодаря ему, мы становимся, защищены от перегрузок и перекосов. Сразу
просится классический пример. В свое время, автор этих строк горел
желанием встретиться с человеком, о котором говорят, как о достигшем
реализации или “настоящем старце”, приручившем чудеса. (Услышав
о главном исповеднике Троице–Сергиевой Лавры, отце Х, как обладателе,
упомянутых качеств, я предпринял шаги для встречи. Меня предупреждали,
что для всех кто едет к нему на свидание обстоятельства
создают препятствия. И, действительно, накануне отъезда случилось
из ряда вон выходящее событие. Произошел потоп от соседей сверху.
Вода лилась водопадом в нескольких комнатах. Меня уговаривали отложить
поездку. Я настоял и увиделся с ним. Общение было интересным.) В Йоге ум имеет более широкую трактовку, чем
в жизни. Обычно под ним понимают чисто ментальный план, но интегральная
Йога различает: ментальный ум, витальный,
физический, и ум клеток. В принципе это обычный человеческий ум, разбитый
согласно областей, в которых он действует. Первый занимается
отвлеченным и абстрактным. Второй управляется
с чувствами и эмоциями. Третий командует телом, управляет им, обучает
танцу или боевым искусствам. Он самый тупой из всех, потому что его
подопечный – тело, ужасно инертен и мало восприимчив. Это он, физический
ум, заставляет нас десять раз проверить, закрыта ли дверь, хотя мы
прекрасно знаем, что закрыли ее. Ум клеток, на настоящий момент, является
самым неосознанным. Вошло в привычку говорить о клетках тела, как
о чем-то полу постороннем: рубашке или ботинках. Что мы знаем о клетках,
кроме сообщенного нам учеными, рассмотревшими
в микроскопах загадочную структуру? Словно бы даже и не о нас идет
речь. На заре жизни, перед качественным скачком, приведшим к многоклеточным
организмам, каждая клетка самостоятельно торила себе дорогу. Мы сильно
подзабыли этот участок нашей биографии. При самом большом, доступном
современной технике увеличении, наблюдатель может заметить на поверхности
клетки мелкую сеть, вроде рыбацкой, которая стягивает клетку, сохраняя
ее форму. Не есть ли это тот клеточный ум, сформировавшийся в незапамятные
времена? Умы хранят память о пережитом, смотрят на
мир через узкую щель предыдущего опыта. Когда они чувствуют приближение
опасности, то предлагают на выбор реакцию из своего ограниченного
арсенала. Одну и ту же на любое, незнакомое воздействие. Умы не дают
нам найти новые пути, оценить ситуацию. Интегральная Йога оттягивает
поверхностное сознание внутрь, методично успокаивая все области, уровни
ума, вплоть до клеточного. Последний
труднее всего поддается преобразованию. Действия сверху, из абстрактного
или даже чувственного ума не приносят ощутимых результатов. Единственный
путь – пробуждать сознание в самих клетках. Победа над бессознательным
в одном теле, это победа во всех телах. Точно так же, как достижения
Платона или Ньютона стали всеобщими достижениями. В теле надо искать
причину и источник сталинско–гитлеровских
режимов. В нем спрятаны Джеки–потрошители, межнациональная рознь, инквизиция и прочие пороки.
Обращаясь вовне, создавая все более совершенные законы и политические
системы, мы все дальше уходим от себя, от причины бед. Порядок, наведенный
в одном маленьком человеческом теле, приведет к мировому порядку.
Все связано, мир един. Свет, внесенный в одно тело, – внесен в материю.
Свехразум сможет спуститься в нас, если
мы освободим ему место, подготовим, очистим себя, освободимся от привычек.
Он откроет нам новую вселенную, логику, покажет связь в противоречивом,
абсурдном мире. Главная наша цель – бессмертие. Лишь сверхразум способен достичь ее. Ближайшая реальная задача поэтому, низведение его. Но даже
она займет не одну жизнь. Пока мы бредем общим стадом, жизнь бывает
вполне приемлемой. Не велики удачи, но не велики и поражения. Однако
стоит нам пойти против рефлекторного существования, взяться за вычищение
Авгиевых конюшен, как все зло мира ополчается против нас. Оно действует
посредством мелких, незначительных, бытовых уколов, обрушивающихся
в таком количестве, что небо кажется с овчинку. Только нарождающийся
сверхразум помогает нам вынести испытания. Некая необъяснимая
уверенность, что страдания не напрасны, поселяется в нас. Поддерживает,
дает силы. Не отупевшая уверенность фанатика, добровольно восходящего
на костер, не фантазия шизофреника, а живая истина. Мальчик из сказки,
крикнувший сакраментальную фразу: “А король-то голый!” – не был ни
фанатиком, ни шизофреником, ни упертым. Он просто говорил, что есть. Садхак, на начальном
этапе, пока Йога не стала естественной, прикладывает усилия для поддержания
всесторонней, и полной самоотдачи Богу. Он старается заметить факт
того, что все, что он говорит, делает или думает, не есть его активность,
а действие природы (Пракрити) в нем. Плоды
его труда принадлежат не ему, а Богу. И вообще, они плоды труда Бога.
Очистившись настолько, чтобы видеть, как к нему извне приходят мысли,
чувства, желания он становится хозяином в своем доме, способным принимать
правильные решения. Устанавливается небывалый покой всего существа,
растворяющий любые приходящие волнения. Покой не только эмоциональный,
но и событийный. Обычный человек не может рассчитывать на то, что
беспокоящие влияния будут подаваться случаем в той норме, в которой
он сможет их нормально воспринять. Садхак
же, глубоко вошедший в Йогу, защищен дозированием. Йога Ауробиндо превосходно
представлена им в многочисленных, объемных работах. И дать даже краткий
обзор основных развитых тем, в данном формате
лекции невозможно. Приходится довольствоваться общей идеей, а так
же его знаменитым афоризмом: Вся жизнь есть Йога. 5. Жил на свете небезызвестный человек, и
было у него в этой жизни большое испытание – Голгофа. Он вошел в историю
самой великой личностью Запада. Им назвали европейскую религию, лик
тиражировали в миллионах копий, заветы повторяют уже две тысячи лет.
Он заслужил такое почтение, ведь он был герой. Но почему-то с тех
пор, стало достаточным повторять его имя, иметь изображение или причислить
себя к его сторонникам, чтобы стать причастным к его подвигу. Стало
возможно даже купить избавление от грехов. А ведь есть пословица:
на чужом горбу в рай не въедешь. Его слова, - Моим именем спасетесь,
- были поняты превратно. Можно снабдить всех одеждой или обеспечить
массовой культурой, дать всеобщее образование, но распахнуть врата
Царства Небесного для всех желающих не сможет ни Ватикан, ни Бенарес, ни Троице-Сергиева Лавра. Видишь, там, на горе возвышается
крест? Под ним десяток солдат – повиси-ка
на нем. А когда надоест, возвращайся назад. Гулять по воде со мной.
(И. Кормильцев) Все когда-нибудь кончается. Кончился период
расцвета “обезьяньей культуры” перед появлением человека. Вид их резко
сократился. Кончится и период расцвета человека. Он потеряет свое
царственное место и станет одним из многих. Но перед крушением всегда
есть благодатное время, в которое за столетия можно достичь того,
что прежде не удавалось и за миллион лет. Теперь у нас такое время.
Если мы еще протянем с этим делом, то можем оказаться на
месте приматов, не способных уже больше к трансформации.
|
Компилятивная реальность(роман) Оглавление Глава 1. Город............................. Приложение Эссе 1. Я хочу рассказать о следующем после человека виде - о сверхчеловеке. Есть ли основания считать человека окончательным видом? Или он не совершенен и по природе своей не может быть совершенным?............................. Эссе 2. На сколько мы, современные люди, разумны? На 100% или может быть на 50%? Можем ли мы иметь в себе то душевное спокойствие, которое есть у тех, кто понимает смысл своей жизни? Эссе 3. Что такое чудо и существует ли оно? Возможны ли предсказания и гадания?....................................... Эссе 4. Общее понятие Йоги. Интегральная Йога Шри Ауробиндо.................................... Эссе 5. Психическая эволюция человека (эволюция психического)............................... Компилятивная реальность(роман) Оглавление Глава 1. Город............................. Приложение Эссе 1. Я хочу рассказать о следующем после человека виде - о сверхчеловеке. Есть ли основания считать человека окончательным видом? Или он не совершенен и по природе своей не может быть совершенным?............................. Эссе 2. На сколько мы, современные люди, разумны? На 100% или может быть на 50%? Можем ли мы иметь в себе то душевное спокойствие, которое есть у тех, кто понимает смысл своей жизни? Эссе 3. Что такое чудо и существует ли оно? Возможны ли предсказания и гадания?....................................... Эссе 4. Общее понятие Йоги. Интегральная Йога Шри Ауробиндо.................................... Эссе 5. Психическая эволюция человека (эволюция психического)............................... Компилятивная реальность(роман) Оглавление Глава 1. Город............................. Приложение Эссе 1. Я хочу рассказать о следующем после человека виде - о сверхчеловеке. Есть ли основания считать человека окончательным видом? Или он не совершенен и по природе своей не может быть совершенным?............................. Эссе 2. На сколько мы, современные люди, разумны? На 100% или может быть на 50%? Можем ли мы иметь в себе то душевное спокойствие, которое есть у тех, кто понимает смысл своей жизни? Эссе 3. Что такое чудо и существует ли оно? Возможны ли предсказания и гадания?....................................... Эссе 4. Общее понятие Йоги. Интегральная Йога Шри Ауробиндо.................................... Эссе 5. Психическая эволюция человека (эволюция психического)............................... Компилятивная реальность(роман) Оглавление Глава 1. Город............................. Приложение Эссе 1. Я хочу рассказать о следующем после человека виде - о сверхчеловеке. Есть ли основания считать человека окончательным видом? Или он не совершенен и по природе своей не может быть совершенным?............................. Эссе 2. На сколько мы, современные люди, разумны? На 100% или может быть на 50%? Можем ли мы иметь в себе то душевное спокойствие, которое есть у тех, кто понимает смысл своей жизни? Эссе 3. Что такое чудо и существует ли оно? Возможны ли предсказания и гадания?....................................... Эссе 4. Общее понятие Йоги. Интегральная Йога Шри Ауробиндо.................................... Эссе 5. Психическая эволюция человека (эволюция психического)............................... |