. |
Эссе
3 Что такое чудо и существует
ли оно? Возможны ли предсказания и гадания? 1.Сама выбранная тема требует отказаться от
безличного “Мы” и стать просто “Я”. Это трудно по тому, что трудно
пускать свои секреты по миру, делать их беззащитными, легко уязвимыми,
подставляться под остроты, задевающие самые интимные вопросы. А, кроме
того, не прилично акцентировать так внимание на своей персоне, делать
ее главным предметом обсуждения. Не скромно, претенциозно. Но другого
выхода нет. У меня есть личный
опыт в этом вопросе. Я родился и вырос в маленьком городе Димитровграде.
Все мы, жители его, знаем, что он весьма слабый “культурный центр”,
а в начале семидесятых, когда у меня стало формироваться повседневное
сознание, когда начали появляться первые мысли, в городе вообще о
многих вещах не слышали. Родители мои НИИАРовские сотрудники ничего,
например, не знали про йогу, кроме названия и традиционных представлений
о йогах в Индии, спящих на гвоздях. Кстати сказать, идею о реинкарнации
(перерождении) я впервые встретил года через три после случая, о котором
начал рассказ, в песне Высоцкого: Хорошую религию
придумали индусы, Что мы, отдав концы,
не умираем насовсем. Стремиться ввысь душа
твоя. Родишься вновь с мечтою. Так вот, появившись на свет в городе, где ни
у кого не было, наверное, книг по европейской философии, (кроме, конечно,
Маркса и Энгельса) не то, что по восточной, до семи лет, до школы
я частенько садился в позу лотоса, закрывал глаза и пытался внутренне
сосредоточиться. Ответом на попытки была глухая, черная, инертная
пустота. И вот, однажды, - я очень хорошо помню этот весенний день,
- на площадке детского сада, среди играющих и резвящихся своих товарищей,
уединившись, я предпринял очередную попытку заглянуть “ в себя “.
Не знаю почему, но мне все время казалось, что каждый человек внутри
себя, что-то должен делать, точно так же, как, например, смотреть
под ноги, чтобы не упасть. И вдруг пришел удивительный отклик. Через
макушку, голова, внезапно, наполнилась неким давлением, словно шприц
стал закачивать теплое вещество. Моментально обозначились три центра:
между бровями, на горле (под кадыком) и на уровне солнечного сплетения.
Давление будто стало раздувать меня, как воздушный шарик, встречая
сопротивление только в центрах. Я ощущал центры, словно это были пальцы,
которые весьма сильно давили изнутри. Меня так обрадовал обнаруженный
эффект, пахнуло таким знакомым, тем, что я так мучительно вспоминал
все семь лет моей жизни, что меня охватила радость. Как будто я, наконец,
просморкался и могу дышать нормально. “Пробив перепонку” в макушке,
я открыл себя некой силе, которая теперь свободно в меня входила,
омывала и упорядочивала внутреннюю природу. Пару дней после этого
события краски открытия, новизны сияли, а затем поблекли. Я пробовал
объяснить происходящее отцу, человеку рассудительному и образованному.
Он ответил, что у него так не бывало, и что самое близкое из ощущений
это головная боль. Не имея никакой поддержки по развитию опыта, я
постепенно забыл о нем. Школьные события вытеснили его окончательно
из активной памяти, и все бы так и закончилось, если бы не некоторые
дальнейшие обстоятельства. Но прежде, чем их излагать, считаю нужным
сделать несколько замечаний. Рассказывая, в личных беседах свою историю
людям, у которых имелось терпение ее выслушать, я столкнулся с двумя
возражениями. Во-первых, люди удивлялись тому, что можно помнить свое
детство в таких деталях. Ведь они помнят из него только самые заметные
события; первую драку или свое участие в отцовской рыбалке, двор,
отчего дома и т.д. Во-вторых, они замечают, что не нужно подменять
детское воображение, склонность к сочинительству твердыми фактами.
“То, что ты там себе напридумывал в детстве”, - говорят они, - “Возможно
и было, но оно не было объективным”. Ребенок может внушить себе, что
его плюшевый медведь с ним разговаривает, и он даже может слышать
его ответы, но это будет происходить лишь в воображении. Делаю заявление: Я люблю философию и литературу и знаю, как подобрать
точное слово. Свои лекции могу адресовать только тем, кто знает меня
лично, и надеюсь, что заслужил у этих людей доверие. В связи с этим
прошу воспринимать все сказанное мной за чистую монету. По поводу
же способности к воспоминаниям мельчайшего психического свойства,
хочу признаться в чрезвычайной впечатлительности. Сейчас, в тридцать
лет, мне нередко снятся впечатления первых лет жизни. Они прокручиваются
целыми кусками, до боли реальные. Сам собой идет глубокий самоанализ
и меня, честно говоря, удивило, что это не свойственно всем людям. Но вернусь к основной канве рассказа. Я вырос
обыкновенным советским пареньком, с советским мировоззрением. Любил
физику и математику, много читал беллетристику. Поступил в соответствующий,
физический ВУЗ и после двух курсов был забрит в солдаты. Склонность
к мистицизму у меня имелась, нравилось поразмыслить о Боге в рамках
диалектического материализма. Первый год в армии, дался тяжело в физическом
и психическом плане. По каким-то причинам, не связанным с радиацией,
потерял много волос на голове. Не вдаваясь
в подробности, скажу, что на втором году службы, я попал в
очень тяжелое положение, внутренние силы были на исходе. Вероятно,
мир оказался слишком жесток для меня. И как последнее средство, почти
не веря в него, я избрал обращение к Богу. “Я не верю в тебя, - сказал
я, - потому что нет никаких оснований. Если ты есть, - помоги. Мне
почему-то кажется, что ты не будешь помогать просто так, я должен,
что-то предложить. Дело серьезное. Не до шуток. А что я могу предложить?
Только себя. Я зачеркну свою прежнюю жизнь, все мои взгляды, воззрения
и начну с чистого листа и эта жизнь будет подчинена только одной твоей
воле. Нет больше моей гордости и моих мнений, я больше не буду за
них держаться, позволю утвердиться новым. Это страшно, но умирать
еще страшнее. Но все же несколько категорических требований у меня
есть. Если завтра первое, что я узнаю, будет сообщение о моем спасении,
то вступает в действие следующая программа, которую я уже не в силах
буду остановить. Ты должен доказать свое существование, снабдить меня
книгами, одна половина которых даст мне самое широкое и подробное
представление об идее Бога, основные его трактовки в культурах разных
стран, а вторая опровергла бы доводы первой. Через шесть лет от моей
воли ничего не должно остаться, будет лишь твоя. Об одном только прошу,
позволить жить среди обычных людей, самой обычной жизнью, не в монастыре.
Клянусь жизнью своих родителей, что выполню обещание”. Я заснул, слегка взволнованный принятым решением.
А на утро первой новостью было сообщение о принятии ВС 1989 года постановление
о возвращении студентов из армии. Внезапное, беспрецедентное, фантастическое.
Стало страшно, очень не хотелось держать слово. Бог ассоциировался
у меня на тот момент с унылыми черными рясами, бородами и кликушами.
Было что-то органически неприемлемое между мной и церковными обрядами.
Церковь казалась, да и до сих пор кажется, таким же неприятным местом,
как психиатрическая больница. Через три месяца после освобождения,
согласно договоренности, я должен был начать искать и читать мистическую
литературу. Чем ближе придвигалась дата, тем больше появлялось сожалений
и сомнений. Я решил, что все это совпадение. Не стоит забивать голову
ерундой. Я нарушил слово и к нужной дате не предпринял шагов. Внезапно
телеграмма от отца: “Мать в реанимации, положение неопределенное”.
Откуда у здоровой женщины, редко чем болевшей, критическое состояние?
Я опять испугался и бросился выполнять обещание. Мать быстро поправилась.
Сообщенный импульс заставил сделать первые шаги, а затем тема оказалась
столь интересной, что затянула сама. За шесть лет я ознакомился с
огромным количеством информации о существовании, которой даже не подозревал.
Был создан целый мир, новая логика, диалектика. Создатели науки неожиданно
предстали теистами. Мир распахнулся, представив необозримые горизонты,
захватило дух от перспективы. Каким невежественным, прямолинейным
эгоистом я себя увидел! Посещение монастырей, встреча с монахами,
всю жизнь там прожившими, с сектантами разнообразнейших сект, обогатило
внутренний мир. Можно сказать, что жизнь после этих шести лет, только
началась. Исследования внутреннего и внешнего мира настолько затянули
и захватили, что в конце четвертого курса института я принял решение
оставить обучение. Я не мог заставить себя тратить время на изучение
схем атомных реакторов, разных технических узлов, расчет активных
зон, которые ничего не говорят человеку о его предназначении и цели
жизни. Понятно, конечно, что под определенным углом это очень даже
интересно, но не было времени и средств заняться одновременно обеими
темами. Устроившись рабочим в НИИАР, я подобрал участок работы, отвечавший
моим способностям. Будучи по уровню инженерным, он содержит приемлемую
степень творчества и однообразия. И приступил к заключительному этапу
программы, - к самоотдаче Богу в физической жизни. Среди прочих книг, мне встретились книги по
Интегральной Йоге Шри Ауробиндо и постепенно на них я сосредоточился.
В Интегральной Йоге есть одна особенность, отличающая ее от великого
множества других йог. Во всякой йоге существует (или предполагается,
что существует) сила, идущая по позвоночному столбу и открывающая
центры сознания – чакры. Чакр семь. В макушке головы, между бровями,
на горле, на уровне солнечного сплетения, на уровне пупа, половых
органов и в основании позвоночника. Сила Кундалини, благодаря концентрации,
пробуждается в самой нижней точке и восходит вверх. Так происходит
во всех йогах, кроме интегральной. Там все наоборот, сила нисходит
сверху и носит название Шакти. В результате концентрации я смог ощутить
нисхождение силы и три верхние чакры, и вспомнил свои детские переживания.
Круг замкнулся, я пришел снова к началу. Именно в этот момент, все
прежние представления окончательно, рухнули. Если я в семилетнем возрасте,
без какого-либо влияния извне, занимался Интегральной Йогой, то значит,
я должен был заниматься ею когда-то раньше, до своего рождения. В
прошлой жизни. Я не помню другой жизни, кроме этой, да, честно говоря,
не очень и хочу вспомнить, но факт предсуществования моей души, для
меня не сможет опровергнуть никто, так же, как факт существования
Бога. Один индийский профессор сказал по этому
поводу замечательные слова: “У меня был опыт, доказывающий существование
Бога (чуда), но это мой опыт, я не могу передать его вам потому, что
у вас должен быть свой”. 2. Разберем Чудо в философском аспекте. Выше,
как участник, я привел пример чуда, и теперь хочу отделить себя от
истории, и подвергнуть ее беспристрастному анализу. Что есть чудо? Есть ли оно какое-либо непознанное
явление природы, еще не открытый закон? Если существует закон природы,
то каждый раз при исходных условиях, мы будем получать один и тот
же результат. Телефон не чудо, значит, чудо не может быть законом
природы, и повторяется при одних и тех же условиях. Целая армия ученых
исследовала наш мир вдоль и поперек. Физика, химия, биология, астрономия
и т. д., разработаны до беспредельности и нигде не найдено ничего
сверхъестественного. Иконы не плачут, это священнослужители бегают
с пипетками. Никто, никогда не превращал воду в вино, не воскрешал
умершего и уже смердящего, не возносился на небеса. Все эти сказки
придумали не плохие люди, знающие склонность “масс“ к неясному мышлению.
Они пытались доступными им, на тот момент, средствами улучшить человеческую
природу. Но эволюция заставляет взглянуть на чудо и мир четче. Следует
ли из этого, что не удалось найти ничего сверхъестественного, что
чуда не бывает? Дело в том, что мы ищем его не там, где оно есть.
Оно в вещах самых обыкновенных, повседневных. Классическим является
пример с обетом, даваемым каким-либо человеком у смертного одра любимого
родственника. Человек обещает стать монахом, если его, приговоренная
к смерти мать, выздоровеет. И когда она, против всех ожиданий действительно
поправляется, он исполняет свой обет и всю жизнь, очень бережно, самым
близким друзьям рассказывает причину своего пострига. Следовательно,
чудо это то, о чем всегда можно сказать – совпадение, а тем, кто добросовестно
не исследовал его невозможно ничего объяснить. Чудо – нарушение всех
законов природы. В тоже время мы не можем найти такого примера, в
котором бы нарушались законы. Получается противоречие: чудо нарушает
законы, но оно же их и не нарушает. Или по-другому: чудо, не нарушая
ни одного закона, может привести к любому результату. Нет жесткой
связки причины со следствием. Шар катится по желобу под действием
потенциальной энергии. Ему некуда деться
кроме, как упасть в лунку, но он не попадает в нее потому,
например, что в это самое время случается землетрясение, и шар вылетает
из желоба. Чудо нарушает законы по закону. Кроме того, чудо происходит для кого-то. Известный
советский режиссер А.Тарковский, в последней своей картине “Жертвоприношение”,
превосходно развил тему чуда. Дело происходит в шведском особняке,
хозяин которого, человек пожилой и заслуженный, эстет и журналист
проводит остаток жизни в кругу своих родных. Внезапно начинается атомная
война с ее ужасами катаклизмов. День – меняется на глухую ночь, лето
на зиму, с неба сыплются металлические деньги и прочие предметы, невесть,
где поднятые в атмосферу взрывами. Обитатели особняка проводят страшный
день в ожидании. Молчит эфир, телефон, нет теле радиопередач. Что
будет дальше? C женщинами истерика, мужчины подавлены. И тогда главный
герой, оставшись в одиночестве, обращается к Богу. Он просит его сделать
так, чтобы все было, как утром, и не было этого кошмара. Чтобы он
бесследно исчез, чтобы жизнь на земле продолжалась и дальше. Взамен
он обещает принести в жертву свою единственную собственность – дом,
а так же замолчать и никому ничего не рассказывать. Он заснул, а когда
проснулся, был теплый, летний день. Сочная северная природа сверкала
яркими красками. Жизнь шла, как и прежде мирно и спокойно, словно
кошмар приснился. Но его не смутила видимость, ведь он обещал и должен
был выполнить договор. Дом принадлежал только ему, родные приезжали
из города в гости, поэтому он не оставлял их без крова. Он сжег дом
и попал в психиатрическую больницу, ни с кем не разговаривая. Кому,
что он мог объяснить? (На самого изысканного ценителя фильм производит
впечатление, близкое к наркотическому воздействию. Мастер, настоящий
художник создал шедевр). Во всех примерах мы видим одну закономерность.
Чудо даже, если оно включает в себя судьбы других людей, происходит
для кого-то одного. Не может быть чуда для многих, даже для двоих.
Оно происходит тогда, когда субъект, повинуясь некой, глубокой интуиции,
пытается изменить ход событий ценой переосознания, полного передела
собственной жизни. Хочет ли от нас механизм чуда именно жертвоприношений,
физических или психических. Думаю, нет. Жертвоприношение лишь способ,
средство произвести перегруппировку сознания. Убаюканные повседневным
однообразием, загипнотизированные материей, мы воображаем себя статичным
телом с таким-то биологическим и физическим механизмом, такими-то
потребностями. Мы забываем, что подвешены на тонкой нити, над бушующей
поверхностью океана, не зная за что, крепится нить и есть ли где-то
твердая земля. Мы ничего посути не знаем потому, что еще никого не
спас от смерти самый обширный энциклопедизм. И вот приходит
угроза смерть, она заставляет проникнуться вниманием всему
существу, отбросить диалектический материализм и произвести внутри
существа то изменение, которое нужно для дальнейшего развития. В ту
армейскую ночь, когда я заключил свой договор с Богом (чудом), было
больно и обидно приносить в жертву свою жизнь. Мне были дороги мои
взгляды и давнишний план окончить институт, стать инженером и жить
так, как живут все. Вместо прежних надежд я принуждался к выбору химерической,
тоскливой дороги в никуда. Обещая посвятить свою жизнь служению Богу,
я представлял себе это служение выполнением ритуалов, что казалось
равносильным захоронению заживо. Реально, дорога привела меня к себе,
восстановила разорванную нить сознания. Хорошо помню, как в детстве
мне была важна нисходящая Сила. Я жил только этим, и остальной мир
казался шумным, бессмысленным. Эпоха взросления растворила сердцевину,
подавила мирскими страстями и увлечениями. Среда так переделала меня,
что я забыл свое предназначение и смысл жизни. Забыл себя. И тогда
мое внутреннее, настоящее “Я“, изобрело способ по которому “Я“ внешнее,
абсолютно добровольно начало искать и нашло его. И теперь я воспринимаю,
как величайшее счастье то, что казалось когда-то проклятием. Внешние события есть отражение внутреннего
состояния. И наоборот. 3. Рядом с обсуждаемой темой стоят гадания
и предсказания. Опыт гадания показывает, что оно работает примерно
в 70% случаях. Причем абсолютно не важен метод: на потрохах животного,
по звездам или по игральным картам. Не важна и гадалка. Ею может быть
сам гадающий. Вообще говоря, исчислять сбывшиеся
и не сбывшиеся предсказания в процентах нельзя потому, что
подробности и детали некоторых предсказаний совершенно не ложатся
в статистический учет. Их нельзя выдать в варианте 50 на 50. Их нужно
действительно предвидеть. В этом вся беда гадания. Никогда, не знаешь,
является ли результат точным или ошибочным. Но феномен действительно
поразителен. По поводу предсказаний есть пример, который,
на памяти у многих. Вспомним историю. Летом 1990 г. Б.Н.Ельцин был
избран председателем ВС РСФСР, а в июне 1991 г. президентом РСФСР.
ГКЧП существовало с 19 августа по 21 1991 г., три дня. Штурм Дома
Правительства РФСР на Краснопресненской набережной происходил в ночь
с 20 на 21 августа. Днем 21 августа началось паническое бегство членов
ГКЧП. К началу 1992 г. СССР уже не существовал, новый российский вождь,
с новой политикой совершал массовые кадровые перестановки. К осени
1993 г. он в своих преобразованиях вошел в противоречие с бывшим своим
союзником - ВС и в октябре произошло столкновение в центре
Москвы. Шла борьба за телевидение между президентом и вице-президентом,
объявившим себя главой государства. Всеми доступными способами в регионы
высылались команды о вооруженном и невооруженном противостоянии со
стороны самозванца. И хотя он не имел реального права на свои действия,
его поддерживал законный парламент. В результате установления порядка
официальными властями, было убито около двух сотен человек. Кризис
удалось пережить и 12 декабря1994 г. была принята новая конституция,
устанавливающая тайные всеобщие выборы всей политической власти, незыблемость
частной собственности и примат законности над политической волей. Теперь вернемся в 1990 г. В конце августа,
после программы “Время”, где-то в конце 21 часа диктор, объявляющий
порядок передач, отвлеклась от традиционного занятия
и зачитала чье-то предсказание (возможно Ванги) для всей страны.
Сказано было следующее. “Около года события будут развиваться благоприятно
для демократии, но в августе 1991 г. консерваторы попытаются взять
реванш, и будет три дня, когда понадобится напряжение всех сил, чтобы
не позволить им одержать вверх. Решающим будет вечер второго дня.
Затем события пойдут быстро, но к весне – осени 1993 г. заполыхает
огонь гражданской войны и нужно будет приложить максимум осторожности,
чтобы не дать ему разгореться. Реальные изменения произойдут в 1994
г”. На этом времени остановимся. Предсказание охватывало период в
несколько десятков лет, был там и небывалый расцвет всех сфер жизни,
и новые суровые испытания, но это тема другого разговора. Мы видим
поразительное попадание, которое можно объяснить лишь двумя способами.
Или мы имеем дело с действительным проникновением в будущее, прорицанием.
Или события были спланированы, заранее объявлены и осуществлены некой
суперорганизацией типа КГБ. Мы, как современники, неотрывно следившие
за всеми деталями описанных коллизий, не отходившие от радиоприемника
в течение трех дней августа 1991 г., когда Радио Свобода вело прямую
трансляцию из осажденного дома,
отвергаем последнюю версию. Слишком большое количество людей, побочных
процессов, непредсказуемых неожиданностей было задействовано. Если
бы КГБ было под силу осуществить такой сложнейший, титанический спектакль,
он смог бы решить быстро задачу более простую, обеспечить соблюдение
законности в финансовой сфере. (Сейчас мы столкнулись с официально
санкционированным невыполнением Государством своих финансовых обязательств,
всеобщей коррупцией, приводящими к хаосу и совершенному обнищанию
населения). Следовательно, остается предсказание. В августе
90-го, услышав диктора я посмеялся над темнотой и легковерием людей.
19 августа 91-го я вспомнил про три дня и мне показалось невозможным
сокрушить эту страшную, гигантскую машину бредового коммунизма, берущую
за горло свободу. 21 августа, я был восхищен чудом. А октябрьские
события 93-его года уже ждал. Каковы же выводы? Мы можем предвидеть будущее,
но мы не можем быть уверены в истинности конкретного предсказания.
Сколько пророчеств не делалось с 91 года, ни одно, кроме упомянутого,
не сбылось. А расплодились они с тех пор, как кролики в Австралии.
Мы можем случайно заглянуть в будущее или специально прибегнуть к
гаданию. Нам может присниться вещий сон. Однако самое главное это
вопрос, для чего в нашей человеческой природе предусмотрен механизм
предвидения? Наверное, для того, для чего существует обыкновенный
разум; для того, чтобы правильно реагировать. Людям свойственны крайности,
они или не придают значения способности предсказания, или становятся
до предела суеверными. Открывают утром глаза и сразу в сонник, стучат
по дереву, по стеклу. Во всем должна быть мера. Только тогда мы сможем
во всеоружии встретить любую неожиданность. 4. Определено ли, жестко закреплено будущее
или оно чистый лист бумаги? Свободны ли люди в своих поступках? Расследование
привело нас к предопределенности. Так ли это? У каждого из нас есть
ощущение полной свободы. Хочу, почешу затылок, хочу, – не буду чесать.
Разве не существует поговорка о человеке, как о кузнеце своего счастья?
Но это обманчивое впечатление. Стоит присмотреться повнимательнее,
как станет, ясна наша полная беспомощность и только притупившиеся
чувства не дают с этим согласиться. Мы спрядаем себе будущее раньше,
чем успеваем понять, какое будущее нам нужно. И хуже всего то, что
большинство даже не осознают этого. Знаменитая формула:
“Свобода это осознанная необходимость“, очень точна. Нужно
понять свою несвободу, не пытаясь ничего менять и она станет свободой. Времени на самом деле нет. Прошлое, настоящее,
будущее есть одно. Время создает наше несовершенство. Искусственно
выделяя в беспредельности ограниченную область, и пытаясь, отбросив
все остальное, установить там псевдопорядок, основанный на ограниченных
понятиях, мы вносим в общую систему совершенный хаос. От нас требуется для решения любых проблем,
лишь быть внимательными. Ныне небывалую популярность приобрели гороскопы.
Общепринято мнение о них, как “правилах дорожного движения“, позволяющих
избежать “дорожно-транспортных” происшествий. Считается достаточным
ознакомиться с ними старательным прочтением и далее действовать в
их рамках. Но разве любой из
них не подходит нам на сто процентов? Нам свойственно все на свете
и все на свете нам не свойственно. Проделайте эксперимент; перетасуйте
гороскопы без указания знака зодиака, вытащите любой и он будет вашим.
Вытащите следующий, он тоже будет вашим. Чтобы быть бдительным, внимательным недостаточно
ума, который посредством гадания пытается себя обезопасить. Мы не
можем ПРОЧЕСТЬ правильное указание в специальной книжке. Сигналы,
подсказывающие нам верный курс приходят ото всюду. Это может быть
случайная фраза, брошенная кем-то, кому-то в автобусе, заголовок газеты
на мгновение, попавший в поле зрения, совет друга, к которому мы обычно
не прислушиваемся или даже гороскоп. Но гороскоп не, как правило,
а как случайность. Такая же, как любая другая. И чудо, и предсказания,
и судьба существуют, но их невозможно понять умом, их можно пережить
только всем существом. Не правы те, кто их отрицает на этом основании,
но неправы и те, кто раз, пережив их, пытаются обращаться с ними,
как с вещами ментальными, становятся “ колдунами “ или открывают гадательные
заведения.
|
Компилятивная реальность(роман) Оглавление Глава 1. Город............................. Приложение Эссе 1. Я хочу рассказать о следующем после человека виде - о сверхчеловеке. Есть ли основания считать человека окончательным видом? Или он не совершенен и по природе своей не может быть совершенным?............................. Эссе 2. На сколько мы, современные люди, разумны? На 100% или может быть на 50%? Можем ли мы иметь в себе то душевное спокойствие, которое есть у тех, кто понимает смысл своей жизни? Эссе 3. Что такое чудо и существует ли оно? Возможны ли предсказания и гадания?....................................... Эссе 4. Общее понятие Йоги. Интегральная Йога Шри Ауробиндо.................................... Эссе 5. Психическая эволюция человека (эволюция психического)............................... Компилятивная реальность(роман) Оглавление Глава 1. Город............................. Приложение Эссе 1. Я хочу рассказать о следующем после человека виде - о сверхчеловеке. Есть ли основания считать человека окончательным видом? Или он не совершенен и по природе своей не может быть совершенным?............................. Эссе 2. На сколько мы, современные люди, разумны? На 100% или может быть на 50%? Можем ли мы иметь в себе то душевное спокойствие, которое есть у тех, кто понимает смысл своей жизни? Эссе 3. Что такое чудо и существует ли оно? Возможны ли предсказания и гадания?....................................... Эссе 4. Общее понятие Йоги. Интегральная Йога Шри Ауробиндо.................................... Эссе 5.
Психическая эволюция человека (эволюция психического)............................... Компилятивная реальность(роман) Оглавление Глава 1. Город............................. Приложение Эссе 1. Я хочу рассказать о следующем после человека виде - о сверхчеловеке. Есть ли основания считать человека окончательным видом? Или он не совершенен и по природе своей не может быть совершенным?............................. Эссе 2. На сколько мы, современные люди, разумны? На 100% или может быть на 50%? Можем ли мы иметь в себе то душевное спокойствие, которое есть у тех, кто понимает смысл своей жизни? Эссе 3. Что такое чудо и существует ли оно? Возможны ли предсказания и гадания?....................................... Эссе 4. Общее понятие Йоги. Интегральная Йога Шри Ауробиндо.................................... Эссе 5. Психическая эволюция человека (эволюция психического)............................... |